г. Иркутск |
|
28 февраля 2014 г. |
N А19-7388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - Кузьмина Евгения Ивановича (доверенность от 22.01.2014, паспорт), областного государственного казённого учреждения "Фонд имущества Иркутской области" - Петуховой Елены Владимировны (доверенность от 09.01.2014, паспорт), Министерства имущественных отношений Иркутской области - Ермакова Андрея Леонидовича (доверенность от 30.08.2013, служебное удостоверение), Иркутской таможни - Микрюковой Елены Леонидовны (доверенность от 16.01.2014, служебное удостоверение), Урсеговой Елены Александровны (доверенность от 30.12.2013, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Фонд имущества Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года по делу N А19-7388/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н.;
суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, г. Иркутск, далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к областному государственному казенному учреждению "Фонд имущества Иркутской области" (ОГРН 1083808003564, г. Иркутск, далее - ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области", фонд) о признании права федеральной собственности на следующие помещения, расположенные по адресу:
г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78:
- административное нежилое помещение, расположенное на четвертом этаже пятиэтажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1002, общей площадью 942,2 кв. м;
- административное нежилое помещение, расположенное на третьем этаже пятиэтажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1003, общей площадью 933,6 кв. м;
- административное нежилое помещение, расположенное на втором этаже пятиэтажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1004, общей площадью 941,3 кв. м;
- административное нежилое помещение, расположенное на первом этаже пятиэтажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1005, общей площадью 912,3 кв. м;
- административное нежилое помещение, расположенное в подвале пятиэтажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1006, общей площадью 924,5 кв. м.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2013 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Иркутской области и Иркутскую таможню.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2013 года Министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено в качестве второго ответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны были передать, а федеральные органы обязаны принять имущество субъектов на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2004, однако решение Правительства Российской Федерации о передачи принято не было, в настоящее время волеизъявление субъекта на передачу имущества отсутствует. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что акт передающей стороной не подписан, основания для признания права федеральной собственности отсутствуют.
Иркутская таможня в отзыве на кассационную жалобу доводы фонда отклонила, указав на их необоснованность и законность принятых по делу судебных актов.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил изложенные в кассационной жалобе доводы, представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области просил кассационную жалобу удовлетворить, представители Росимущества и Иркутской таможни возражали доводам кассационной жалобы, указав на законность принятых по делу судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 23.01.1995 комитетом по управлению государственным имуществом и развитию рыночных структур Иркутской области (с правами территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации) издано распоряжение N 13/и "О передаче в оперативное управление Иркутской таможне помещений в здании по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5".
08.02.1995 между комитетом по управлению государственным имуществом и развитию рыночных структур Иркутской области (далее комитет) и Иркутской таможней заключен договор о закреплении за Иркутской таможней государственного имущества на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1.1 указанного договора комитет закрепил за Иркутской таможней четыре этажа и инженерное обеспечение (тепловой узел и электрощитовую) здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5, общей площадью 3829,9 кв. м.
28.02.1995 между комитетом и Иркутской таможней подписан акт приемки-передачи основных средств, по которому этажи с первого по четвертый пятиэтажного кирпичного здания с подвалом, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5 были переданы с баланса на баланс Иркутской таможни.
Распоряжением заместителя мэра г. Иркутска от 18.02.2004 N 404-02-70/4 адрес пятиэтажного кирпичного нежилого административного здания с подвалом по ул. Ербанова, 5 в городе Иркутске был изменен на адрес: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении помещения, расположенного на пятом этаже здания по адресу: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2009 38 АГ N 953029), а также право оперативного управления Иркутской таможни в отношении указанного помещения (свидетельство о государственной регистрации права от 20.10.2008 38 АГ N 898413).
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 03.04.2006 38-АГ N 306933, от 04.04.2006 38-АГ N 307544, от 03.04.2006 38-АГ N 306378, от 03.04.2006 38-АГ N 306379, от 03.04.2006 38-АГ N 306197 право собственности на административные нежилые помещения, расположенные на первом, втором, третьем, четвертом этажах и в подвале пятиэтажного кирпичного нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78, зарегистрировано за Иркутской областью.
Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" в отношении указанных помещений, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.09.2010 38 АД N 308157, от 23.09.2010 38 АД N 307867, от 22.09.2010 38 АД N 308042, от 23.09.2010 38 АД N 307756, от 16.02.2010 38 АД N 125925.
Росимущество, указав, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) является органом федеральной власти, на основании абзаца 1 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, пунктом 58 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) и исходил из того, что спорные помещения являются федеральной собственностью в силу закона, факт передачи спорных помещений в федеральную собственность доказан.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, согласился с его выводами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав указано признание права.
Иск о признании права собственности - это требование собственника имущества о констатации перед другими лицами факта принадлежности истцу абсолютного вещного права собственности на спорное имущество.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 59 Постановления N 10/22 разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Кроме того, в соответствии с пунктом 58 Постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", Федеральная таможенная служба (ФТС России) отнесена к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, располагаются в помещениях, находящихся в федеральной собственности (часть 2 статьи 14).
Абзацем 4 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти.
Порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность установлен положениями части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое субъектом Российской Федерации.
Постановлением Администрации Иркутской области от 01.11.2004 N 66-па принято решение о передаче объектов государственной собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации с утверждением перечня объектов, передаваемых в собственность Российской Федерации, в том числе спорных помещений.
Анализ указанных норм свидетельствует о правомерности вывода судов первой и апелляционной инстанций о том, что Иркутская область, приняв решение от 01.11.2004 N 66-па, выразила волеизъявление на передачу спорных помещений в федеральную собственность. При этом суды обоснованно учли правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой положения абзаца двадцать первого части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеназванные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций установили факты: принятия Администрацией Иркутской области решения о передаче спорных помещений в федеральную собственность, соблюдения правомочными органами установленного законом порядка передачи имущества из собственности Иркутской области в федеральную собственность, принятия помещений на баланс Российской Федерации, владения с 1995 года указанным имуществом Иркутской таможней.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о принадлежности спорных помещений к федеральной собственности в силу закона и удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года по делу N А19-7388/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года по делу N А19-7388/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
М.А. Первушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.