г. Чита |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А19-7388/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 ноября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области
апелляционную жалобу ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года по делу N А19-7388/2012 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к областному государственному казенному учреждению "Фонд имущества Иркутской области" и Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права федеральной собственности,
третьи лица: Иркутская таможня
(суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н.)
при участии в судебном заседании:
от ТУ ФАУГИ в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; адрес: 664025, Иркутск Город, Российская Улица, 17): Конарев С.В. - представитель (доверенность N ПФ-11/3517 от 01.04.2013);
от ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" (ОГРН 1023801011365, ИНН 3808022890; адрес: 664007, Иркутская обл, Иркутск г, Партизанская ул, 1, 65): Петухова Е.В. - представитель (доверенность от 14.01.2013);
от Минимущества Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613; адрес: 664007, Иркутск Город, Карла Либкнехта Улица, 47): не явился, извещен;
от Иркутской таможни (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703; адрес: Иркутск Город, Александра Невского Улица, 78): Урсегова Е.А. - представитель (доверенность N 01-43/24066 от 22.12.2012)
установил:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к областному государственному казенному учреждению "Фонд имущества Иркутской области" (далее - ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области", Фонд) о признании права федеральной собственности на следующие помещения, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. А.Невского, 78:
- административное нежилое помещение, расположенное на 4-м этаже 5-этажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1002, общей площадью 942,2 кв.м.;
- административное нежилое помещение, расположенное на 3-м этаже 5-этажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1003, общей площадью 933,6 кв.м.;
- административное нежилое помещение, расположенное на 2-м этаже 5-этажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1004, общей площадью 941,3 кв.м.;
- административное нежилое помещение, расположенное на 1-м этаже 5-этажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1005, общей площадью 912,3 кв.м.;
- административное нежилое помещение, расположенное в подвале 5-этажного здания с подвалом кадастровый номер 38:36:017205:01:2985/А:1006, общей площадью 924,5 кв.м.
Определением от 05.04.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Иркутской области и Иркутскую таможню.
Определением суда от 23.04.2013 Министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено в качестве второго ответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" обжаловало его в апелляционном порядке, считает его незаконным и необоснованным, ставит вопрос об отмене и принятии нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указал, что согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны передать, а федеральные органы обязаны принять имущество субъектом на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2004, однако решение Правительства Российской Федерации о передачи принято не было, в настоящее время волеизъявление субъекта на передачу имущества отсутствует. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что акт передающей стороной не подписан, основания для признания права федеральной собственности отсутствует.
Представители истца и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы представленных отзывов на апелляционную жалобу, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания Минимущества Иркутской области извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200065529958, 67200065529965, 67200266411687, отчетом о публикации 13.09.2013 20:33:22 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей истца, фонда и третьего лица, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.01.1995 Комитетом по управлению государственным имуществом и развитию рыночных структур Иркутской области (с правами территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации) было издано распоряжение N 13/и "О передаче в оперативное управление Иркутской таможне помещений в здании по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5".
В соответствии с пунктами 1, 2 указанного распоряжения Иркутской таможне были предоставлены помещения четырех этажей в здании по ул. Ербанова, 5, в том числе помещения подвала; отделу госимущества и координации рынка недвижимости было предписано заключить в установленном законодательством порядке договор оперативного управления на вышеуказанные помещения с Иркутской таможней.
08.02.1995 Комитетом по управлению государственным имуществом и развитию рыночных структур Иркутской области (с правами территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации) и Иркутской таможней был заключен договор о закреплении за Иркутской таможней государственного имущества на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1.1 указанного договора Комитет закрепил за Иркутской таможней четыре этажа и инженерное обеспечение (тепловой узел и электрощитовую) здания по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5, общей площадью 3829,9 кв.м.
28.02.1995 Комитетом и Иркутской таможней был подписан акт приемки-передачи основных средств, по которому этажи с 1 по 4 пятиэтажного кирпичного здания с подвалом, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Ербанова, 5 были переданы с баланса комитета по управлению госимуществом и рыночных структур области на баланс Иркутской таможни.
Распоряжением заместителя мэра г. Иркутска от 18.02.2004 N 404-02-70/4 адрес пятиэтажного кирпичного нежилого административного здания с подвалом по ул. Ербанова, 5 в городе Иркутске был изменен на иной адрес: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении помещения, расположенного на пятом этаже здания по адресу: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2009 38 АГ N 953029), а также право оперативного управления Иркутской таможни в отношении указанного помещения (свидетельство о государственной регистрации права от 20.10.2008 38 АГ N 898413).
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 03.04.2006 38-АГ 306933, от 04.04.2006 38-АГ N 307544, от 03.04.2006 38-АГ N 306378, от 03.04.2006 38-АГ N 306379, от 03.04.2006 38-АГ N 306197 право собственности на административные нежилые помещения, расположенные на первом, втором, третьем, четвертом этажах и в подвале пятиэтажного кирпичного нежилого здания по адресу: г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78, зарегистрировано за Иркутской областью.
Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области" в отношении указанных помещений, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.09.2010 38 АД 308157, от 23.09.2010 38 АД N 307867, от 22.09.2010 38 АД N 308042, от 23.09.2010 38 АД N 307756, от 16.02.2010 38 АД N 125925.
Истец, указав, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) является органом федеральной власти, на основании абзаца 1 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон 22.08.2004 N 122-ФЗ) обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался частью 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, пунктом 58 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Пунктами 58 и 59 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, истцом по такому иску должен быть собственник индивидуально-определенной вещи, владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности. Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на спорное имущество.
В обоснование подтверждения права федеральной собственности на спорное имущество истец указал на необходимость его передачи на основании части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которой имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, а также в связи с изданием администрацией Иркутской области Постановления от 01.11.2004 N 66-па "О перечнях объектов, передаваемых в собственность Российской Федерации и объектов, предлагаемых к передаче в государственную собственность", которым определен перечень объектов государственной собственности Иркутской области, передаваемых в собственность Российской Федерации, в том числе объект недвижимости: встроенные нежилые помещения, расположенные на 1-4 этажах 5-ти этажного административного здания, находящегося по адресу: г. Иркутск, проезд Ербанова, 5.
Частью 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое субъектом Российской Федерации.
В силу положений, предусмотренных частью 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на спорное имущество является постановление Администрации Иркутской области от 01.11.2004 N 66-па "О перечнях объектов, передаваемых в собственность Российской Федерации и объектов, предлагаемых к передаче в государственную собственность Иркутской области" и распоряжение о принятии помещений на баланс Российской Федерации.
Таким образом, исходя из буквального толкования нормы части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, субъект выразил волеизъявление на передачу спорных помещений в федеральную собственность.
Поскольку Администрацией Иркутской области было принято решение о передаче имущества в федеральную собственность, Российская Федерация, в лице истца выразила согласие на принятие в федеральную собственность имущества - нежилых помещений, расположенных на 1-4 этажах 5-ти этажного административного здания по адресу: г. Иркутск, ул. А. Невского, 78 (литер А), общей площадью 4653,9 кв.м., в которых с 1995 года располагается Иркутская таможня, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что спорные помещения являются федеральной собственностью в силу закона.
Довод ответчика о том, что истец отказался принять спорное имущество несостоятелен в виду того, что из сообщения истца от 07.12.2004 N ДА-07/11133 не следует отказ в принятии спорного имущества, кроме того, поведение истца свидетельствует об обратном.
Само по себе постановление Правительства Иркутской области от 12.09.2012 N 495-пп "О признании утратившим силу отдельных правовых актов Иркутской области" об отмене постановления администрации Иркутской области от 01.11.2004 N 66-па не имеет правового значения для признания права федеральной собственности в силу закона, поскольку Иркутская область как субъект Российской Федерации, в лице уполномоченного органа исполнительной власти, в 2004 году выразил волеизъявление о передаче спорного здания в федеральную собственность.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2013 года по делу N А19-7388/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7388/2012
Истец: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области, ОГКУ "Фонд имущества Иркутской области"
Третье лицо: Иркутская таможня, Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-546/14
06.11.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4418/13
29.07.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7388/12
25.07.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7388/12