г. Иркутск |
|
11 июня 2014 г. |
N А33-14896/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Железняк Е.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Ефименко А.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Платежная система "КАССервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2013 года по делу N А33-14896/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Платежная система "КАССервис" (г. Красноярск, ОГРН 1102468008180, далее - ООО "ПС "КАССервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН 1055406024761, далее - административный орган, МРУ Росфинмониторинга по СФО) об оспаривании постановления от 12.08.2013 N 20-04-28/13-140П.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2014 года решение суда от 25 ноября 2013 года оставлено без изменения.
В двух кассационных жалобах на одни и те же судебные акты ООО "ПС "КАССервис" ставит вопрос о проверке их законности, полагая, что антимонопольным органом не был доказан факт непредставления обществом информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в связи с чем неправильно применена часть 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что назначенный ему в минимальном размере административный штраф в размере 200 000 рублей не соразмерен совершенному правонарушению; суды не учли имущественное положение общества.
В отзыве на кассационную жалобу МРУ Росфинмониторинга по СФО считает судебные акты законными, доводы кассационной жалобы - необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в том числе и заявитель кассационной жалобы, не направили в Арбитражный суд Красноярского края своих представителей для участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, в связи с чем видеоконференц-связь с Арбитражным судом Красноярского края после установления данного обстоятельства прекращена. Рассмотрение кассационной жалобы ООО "ПС "КАССервис" продолжено в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа в установленном порядке.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб и отзыва относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СФО на основании приказа от 09.07.2013 N 84 проведена проверка исполнения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) за период с 17.02.2010 по 17.07.2013, в ходе которой установлено следующее.
ООО "ПС "КАССервис" является оператором по приему платежей, состоит на учете в Росфинмониторинге с 07.04.2010 (учетный номер 216007562). Проверкой выявлены 4 операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, по внесению физическими лицами в уставный капитал общества денежных средств в наличной форме, сведения о которых не были направлены в МРУ Росфинмониторинга по СФО.
По данному факту 23.07.2013 должностным лицом административного органа составлен протокол N 20-04-28/13-140 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации.
Постановлением от 12.08.2013 N 20-04-28/13-140П ООО "ПС "КАССервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации, с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Отказывая обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2013, суды исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Как видно из материалов дела и установлено судами, четыре физических лица на основании решения общего собрания участников ООО "ПС "КАССервис" (протокол N 3) внесли в уставный капитал общества вклады по приходным кассовым ордерам, однако в установленный срок общество надлежащим образом не реализовало правила внутреннего контроля, установленные генеральным директором, от 15.08.2012 и не направило сведений об этих операциях в уполномоченный орган - Росфинмониторинг.
Согласно статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ операторы по приему платежей отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 Правил внутреннего контроля ООО "ПС "КАССервис" обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно положениям которых к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе относятся операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (подпункт 1 пункта 1).
Из положений статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 28.06.2013) следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции соответствующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
При таких условиях суды пришли к правильному выводу о том, что общество совершило вменяемое ему административное правонарушение.
Не соглашаясь с совершением административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации, заявитель кассационной жалобы указывает, что административный орган не доказал, что общество не представило информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю; в отношении выявленных операций общество полагало, что это будут операции по безналичному поступлению денежных средств и контрольные функции в отношении этих операций будут осуществлять кредитные организации (банки), так как именно им денежные средства поступили в безналичном виде; движение денежных средств через кассу общества было отражено ошибочно.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут.
Согласно статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, если сумма, на которую она совершена, равна или превышает, в частности 600 000 рублей.
Суды двух инстанций установили, что внесение вкладов в сумме свыше 600 000 рублей было произведено физическими лицами по кассовым ордерам, что также подтверждается вкладными листами кассовой книги.
Суды правомерно признали, что Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 24.04.2008 N 318-П, которым регулируется соответствующий порядок, установлено, что внесение наличных денежных средств осуществляется на основании приходных кассовых ордеров - объявлений на взнос наличными, форма которых утверждена данным Положением (пункт 2.4 Положения). Согласно пункту 3.2 упомянутого Положения приходный кассовый документ составляется клиентом или бухгалтерским работником кредитной организации, ВСП. После соответствующей проверки и оформления бухгалтерским работником приходный кассовый документ передается кассовому работнику.
Поскольку физические лица - учредители (не являясь работниками общества) не могли внести наличные денежные средства на расчётный счёт общества, а процедура их внесения через банк предусматривает порядок заполнения вышеуказанных документов (приходных кассовых ордеров), то суды обоснованно исходили из того, что имели место операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю.
Оценка выводов судов о возможности квалификации административного правонарушения как малозначительного в соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Другие доводы кассационной жалобы сводятся к не учёту административным органом и судами имущественного положения общества, несправедливости административного наказания; заявитель полагает, что следовало учесть в качестве смягчающего ответственность обстоятельства добровольное прекращение противоправного поведения и иные обстоятельства; просит применить правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, и снизить размер штрафа ниже установленного минимального размера.
Между тем из материалов дела видно, что обществу назначено наказание в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации; суды мотивированно посчитали, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации.
Кроме того, у судов при рассмотрении настоящего дела не имелось оснований снизить назначенный обществу штраф ниже низшего предела, поскольку судебные акты приняты до вступления в законную силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2013 года по делу N А33-14896/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.