Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
город Иркутск |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А33-23485/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А. И., Шелега Д. И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Красовской С.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Нежура Ю.Л.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Октябрева А.Б. (доверенность от 12.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2016 года по делу N А33-23485/2015 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Иванова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" (г. Минусинск, ИНН 2455029913, ОГРН 1102455000284, далее - ООО УК "Комфорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 3302-ж от 15.07.2015.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2016 года решение суда от 17 февраля 2016 года отменено. Принят новый судебный акт о признании недействительным предписания Службы N 3302-ж от 15.07.2015.
В кассационной жалобе Служба ставит вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая вынесенное ею предписание соответствующим части 4 статьи 154, частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 22 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а также иному законодательству о ценообразовании в сфере деятельности организаций коммунального комплекса; считает, что общество должно было при расчёте объёма корректировки платы за отопление исключить из него количество тепловой энергии, использованной для подогрева воды в летний период.
В отзыве на кассационную жалобу ООО УК "Комфорт" считает её доводы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО УК "Комфорт" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО УК "Комфорт" управляет многоквартирным домом N 21, по ул. Ванеева, в г. Минусинске в соответствии с договором управления многоквартирным домом N 13 от 01.05.2013.
На основании приказа N 3302-ж от 29.06.2015 Службой проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК "Комфорт" лицензионного законодательства.
По результатам проверки Служба выдала ООО "УК "Комфорт" предписание N 3302-ж от 15.07.2015, которым обязало общество в срок до 30.09.2015 в соответствии подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирном доме N 21, по ул. Ванеева, в г. Минусинске, за 2012, 2013, 2014 годы.
Как следует из пунктов 1, 2 предписания, Служба выборочно произвела расчёт корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику квартиры N 5 по указанному выше адресу за период сентябрь-май 2012 года, сентябрь-май 2013 года.
Начисленная Службой сумма корректировки не совпала с суммой корректировки, начисленной обществом.
Как посчитала Служба и согласился суд первой инстанции, корректировка в данном случае должна быть осуществлена в соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307; однако обществом это требование не было соблюдено.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным выданное по указанному выше основанию предписание, суд апелляционной инстанции верно указал следующее.
Материалами проверки установлено, что в доме по ул. Ванеева, 21 установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии; в квартире N 5 отсутствует индивидуальный прибор учёта.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
Как указал в этой связи суд апелляционной инстанции, начисление платы за отопление за конкретный месяц всегда учитывает площадь жилого помещения и непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии. Это неизбежно вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того, рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды.
Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом (в зависимости от наличия общедомового прибора учета - определяется по его показаниям либо расчетным методом).
В соответствии с пунктом 27 Правил N 307 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23, 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Из материалов дела видно, что общество произвело корректировку платы за коммунальную услугу отопления в соответствии с вышеприведённым законодательством.
Кроме того, Министерство регионального развития Российской Федерации в письме N 10087-ЮТ/07 от 28.05.2007 "О корректировке платы за коммунальные ресурсы в пункте 3 указало: согласно подпункту "б" пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Соответственно, объем потребленной коммунальной услуги подтверждается показаниями общедомового прибора учета и на абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
Данный вывод суда апелляционной инстанции основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 22 Правил N 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо о того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным (в зимние месяцы фактическое потребление тепловой энергии больше, нежели в весенние месяцы).
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на том же приведённом законодательстве, однако, по мнению заявителя кассационной жалобы, необходимо было в данном случае учитывать, на что была израсходована тепловая энергия летом; указывает, что расчёт корректировки Службы был верным, поскольку было исключено то количество тепловой энергии, которое было использовано летом на подогрев воды в полотенцесушителях и было оплачено в составе горячей воды.
Эти доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и мотивированно были отвергнуты.
Как указал суд апелляционной инстанции, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 5 была произведена обществом по формуле, предусмотренной Правилами N 307; иной расчет не имеет правового обоснования и необходимость отступления от названных норм Службой в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана.
Кроме того, довод о том, что собственником помещения N 5 тепловая энергия была оплачена в составе горячей воды, доказательствами не подтверждён.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2016 года по делу N А33-23485/2015 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.