город Иркутск |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А19-4034/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Взяткина Д.В. (доверенность от 30.12.2016), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области Пендиковой Т.А. (доверенность от 07.12.2016 N 03-16/33),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2016 года по делу N А19-4034/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Верзаков Е.И., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13-12/11826 от 30.10.2015 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 197 131 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2014 год в размере 82 135 рублей.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2016 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным обжалуемого решения в части доначисления земельного налога в сумме 16 430 рублей, в отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
По мнению заявителя кассационной жалобы, кадастровую стоимость, установленную решением комиссии от 18.06.2014 N 12.16, общество вправе применять при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, а именно с 01.01.2014.
В представленном на кассационную жалобу отзыве налоговый орган заявил о своём согласии с обжалуемым судебным актом.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы соответственно кассационной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 марта 2017 года до 11 часов 40 минут 22 марта 2017 года, о чем сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки составлен акт N 13-12/47858 от 06.08.2015 и вынесено решение N 13-12/11826 от 30.10.2015, которым обществу доначислен земельный налог и соответствующие ему пени и штраф.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 26-13/002238@ от 15.02.2016 решение налогового органа отменено в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 425 рублей, а также в части начисления пени в размере 195 рублей 97 копеек.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области N 12.9 от 18.06.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000302:36, равная рыночной, подлежит применению начиная с налогового периода, который следует за принятием решения комиссии и внесением установленной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, применительно к пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, с августа 2014 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16 в размере, равном рыночной стоимости, исходя из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению для целей исчисления земельного налога в период с июля по декабрь 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции, действовавшей до 22.07.2014, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) глава 3.1 "Государственная кадастровая оценка" изложена в иной редакции.
Абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 225-ФЗ в указанную норму, позволяют применять кадастровую стоимость с 1 января налогового периода (календарного года), когда налогоплательщик обратился с заявлением об определении рыночной стоимости земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере их рыночной стоимости была установлена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16 до введения в действие Закона N 225-ФЗ.
Поскольку на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было уже рассмотрено, оснований для применения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2014, исходя из нового правового регулирования, не имеется.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости, установленные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 18.06.2014 N 12.16, не могут применяться с 1 января 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно произвел расчет земельного налога за 2014 год, исходя из его дифференциации на два периода - до (с января по июнь 2014 года) и после изменения кадастровой стоимости земельного участка (с июля по декабрь 2014 года) с учетом самостоятельно задекларированного и уплаченного обществом земельного налога.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям пункта 3 статьи 3, пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, от 6 ноября 2012 года N 7701/12, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N302-КГ15-15796, от 14 апреля 2016 года N 302-КГ15-17096.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 18 ноября 2016 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2016 года по делу N А19-4034/2016 Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.