город Иркутск |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А58-6020/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Алмазы Анабара" - Коробова В.В. (доверенность от 23.01.2017 N 04/с-1274),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2016 года по делу N А58-6020/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В.А., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Алмазы Анабара" (ОГРН 1041400254950, ИНН 1435152770, г. Якутск, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 28.09.2015 N ТБ-ВТ-28/09/2015/878-р.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2016 года, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2016 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2016 года, предписание управления от 28.09.2015 N ТБ-ВТ-28/09/2015/878-р признано недействительным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на обоснованности оспариваемого предписания ввиду того, что общество относится к субъектам транспортной инфраструктуры, поскольку использует причальное сооружение и обладает лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 20.01.2017), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 04.08.2015 N 878-р управлением в отношении общества проведена выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что заявитель обладает на праве собственности объектом транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, следовательно, является субъектом транспортной инфраструктуры и в связи с этим должно соблюдать положения законодательства о транспортной безопасности. Управлением составлен акт проверки от 28.09.2015 N ТБ-ВТ-28/09/2015/878-р.
Установив факт наличия у заявителя объекта транспортной инфраструктуры, руководствуясь пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), управление исходило из факта нарушения обществом указанного законодательства.
Предписанием от 28.09.2015 N ТБ-ВТ-28/09/2015/878-р на заявителя возложена обязанность в срок до 29.12.2015 устранить нарушения, установленные пунктами 1, 2, 3 и 5 предписания, и в срок до 29.03.2016 устранить нарушения, установленные пунктами 4, 6 и 7 предписания.
Полагая, что предписание не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 1 Закона о транспортной безопасности определено: субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9); объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (подпункт "д" пункта 5); грузы повышенной опасности - опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды (пункт 7.3).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень видов грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Арбитражные суды двух инстанций, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 1 Закона о транспортной безопасности, пунктов 1, 2 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии у общества статуса лица, в отношении которого может быть осуществлен контроль в области соблюдения требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, в связи с чем признали оспариваемое предписание недействительным.
Данные выводы судов сделаны с применением норм материального права, которые раскрывают понятие объекта транспортной инфраструктуры.
При этом суды исходили из того, что для признания порта (причала, причального сооружения) объектом транспортной инфраструктуры, для целей применения Закона о транспортной безопасности, он должен отвечать признакам такового, указанным в подпункте "д" пункта 5 статьи 1 названного Закона; в нем осуществлялась посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное и установив отсутствие оснований для вывода об использовании спорного причального сооружения для перевалки грузов повышенной опасности, суды первой и апелляционной инстанций отклонили довод управления о наличии у общества статуса субъекта транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя на наличие у общества лицензии от 01.09.2011 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам несостоятельна, поскольку в системе действующего правового регулирования категории "опасные грузы" и "грузы повышенной опасности" четко определены и не тождественны друг другу (статья 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае административный орган не установил, в силу каких обстоятельств общество является субъектом транспортной инфраструктуры в понимании Закона о транспортной безопасности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2016 года по делу N А58-6020/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.