город Иркутск |
|
19 апреля 2017 г. |
Дело N А74-7502/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелега Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Черёмушки" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 октября 2016 года по делу N А74-7502/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л. В., суд апелляционной инстанции: Морозова Н. А., Борисов Г. Н., Иванцова О. А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Черёмушки" (ОГРН 1151902000359; ИНН 1902026471; г. Саяногорск Республики Хакасия; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее - жилищная инспекция) по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по многоквартирному дому по адресу:
г. Саяногорск, р.п. Черемушки, N 41.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наши Черемушки" (далее - ООО "УК "Наши Черемушки").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, суды неверно применили положения пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 2, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление N 731), Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 N 882/пр; судами также неверно истолкованы часть 2 статьи 198 ЖК РФ, подпункт "д" пункта 5 приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
Допустив указанные нарушения, суды необоснованно признали ООО "УК "Наши Черёмушки" исполнившим требования действующего законодательства о размещении информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; следовательно, вывод судов о законности действий жилищной инспекции по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по многоквартирному дому по адресу: г. Саяногорск, р.п. Черемушки, N 41, является немотивированным, противоречащим установленным по делу обстоятельствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru, в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), свих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании лицензии N 019000084 от 15.06.2015 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Общим собранием собственников многоквартирного дома (далее - МКД) N 41 р.п. Черемушки г. Саяногорска принято решение о выборе способа управления МКД - управление управляющей организацией обществом (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД N 41 N 5 от 18.07.2015).
С 19.07.2015 общество приступило к осуществлению деятельности по управлению МКД и его обслуживанию на основании заключённого договора N 41 от 19.07.2015.
Общим собранием собственников жилых помещений указанного дома 25.04.2016 принято решение о расторжении договора управления с обществом с 30.04.2016 и выборе с 01.05.2016 новой управляющей организации - ООО "УК "Наши Черёмушки" (протокол общего собрания собственников от 25.04.2016).
Между собственниками дома и ООО "УК "Наши Черёмушки" заключён договор управления МКД N 41 р.п. Черёмушки в г. Саяногорске N 20 от 25.04.2016.
Обществу 27.04.2016 вручено уведомление о выборе управляющей организации ООО "УК "Наши Черёмушки" и о расторжении с 30.04.2016 договора управления многоквартирным домом (вх. 243) с приложением копии протокола общего собрания собственников.
В жилищную инспекцию 28.04.2016 (вх. N 330-2321) поступило уведомление ООО "УК "Наши Черёмушки" о решении, принятом собственниками жилых помещений МКД N 41 р.п. Черемушки, с приложением копий договора управления N 20 от 25.04.2016, протокола от 25.04.2016, реестров (письмо N 116а от 27.04.2016).
ООО "УК "Наши Черёмушки" просило о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Хакасия (далее - реестр лицензий).
Жилищной инспекцией была проведена проверка заявления и документов, представленных ООО "УК "Наши Черёмушки", на предмет соблюдения условий, установленных Порядком, по результатам которой решением N 330-2321 от 16.05.2016 отказано во внесении изменений в реестр лицензий и заявление возвращено лицензиату для устранения выявленных нарушений.
ООО "УК "Наши Черёмушки" 23.05.2016 (вх. N 330-2746) повторно обратилось в жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий с приложением необходимых документов.
По итогам проверки жилищной инспекцией установлено соответствие указанного заявления положениям пункта 5 Порядка и принято решение N 330-2746 от 24.05.2016 о внесении изменений в реестр лицензий по МКД N 41 р.п. Черёмушки в г. Саяногорске Республики Хакасия, на основании которого внесены изменения в реестр лицензий. Сведения об управлении МКД N 41 управляющей компанией - обществом исключены из реестра лицензий, в реестр включены сведения об управлении данным домом управляющей компанией - ООО "УК "Наши Черёмушки". На сайте жилищной инспекции произведено обновление реестра лицензий, из него исключены сведения об управлении названным домом обществом.
Не согласившись с действиями жилищной инспекции по внесению изменений в реестр лицензий по МКД N 41, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции установил соответствие заявления ООО "УК "Наши Черёмушки" от 23.05.2016 и представленных документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка и отсутствие оснований для отказа во внесении изменений в реестр, принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр, предусмотренных пунктами 9 и 10 Порядка.
Суд пришел к выводу, что жилищной инспекцией обоснованно принято решение о внесении изменений в реестр лицензий и осуществлены действия по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по МКД N 41 р.п. Черёмушки г. Саяногорска и включению указанного дома в реестр лицензий управляющей организации - ООО "УК "Наши Черёмушки".
Четвёртый арбитражный апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Статьёй 198 ЖК РФ также определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
В соответствии с пунктами 6, 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионным требованием является, в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса, и требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 10.1 указанной статьи управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
В силу частей 3, 4, 5 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 июля 2016 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения положения части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения и до 1 июля 2016 года положения части 10.1 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 1 июля 2016 года положения части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются для всех субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, вступившего в силу 30.06.2015) определено, что с 01.08.2015 информация, указанная в статье 198 ЖК РФ (в редакции Закона N 255-ФЗ), подлежит размещению в определённой федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства - ГИС ЖКХ.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
При этом согласно пункту 9 Порядка несоответствие заявления и документов указанным требованиям является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
Судами установлено, что 11.06.2015 заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Хакасия, которое вступило в силу 01.02.2016. Следовательно, с 01.06.2016 положения части 10 статьи 161 ЖК РФ и Постановления N 731 на территории Республики Хакасия утрачивают силу и подлежат применению нормы части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соблюдении ООО "УК "Наши Черёмушки" установленных как частью 10 статьи 161, так и частью 10.1 статьи 161 и статьёй 198 ЖК РФ требований к размещению информации на сайте Реформа "ЖКХ" и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в установленных законодательством объёмах.
При установленном соблюдении ООО "УК "Наши Черёмушки" иных требований пункта 5 Порядка, суды пришли к правильному выводу о соблюдении указанной организацией изложенных выше требований ЖК РФ и отсутствии у жилищной инспекции правовых оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Наши Черёмушки" от 23.05.2016 и приложенных к нему документов.
С учётом изложенного, действия жилищной инспекции по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по МКД N 41 р.п. Черёмушки г. Саяногорска и включению указанного дома в реестр лицензий управляющей организации ООО "УК "Наши Черёмушки" соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества.
Доводы, изложенные заявителем кассационной жалобы, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 октября 2016 года по делу N А74-7502/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. Н. Левошко |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.