город Иркутск |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А74-14593/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2017 года по делу N А74-14593/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - учреждение, Центр закупок) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными части 2 решений от 19.08.2016 по жалобам N 203/КС и N 202/КС; разделов 3, 5, 6 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по жалобам N 203/КС и N 202/КС.
Определением от 29.12.2016 арбитражный суд объединил дела N А74-14593/2016 и N А74-14594/2016 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А74-14593/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия; Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия; общество с ограниченной ответственностью "Альфа Тендер" (далее - ООО "Альфа Тендер"); общество с ограниченной ответственностью "Эксперт закупок" (далее - ООО "Эксперт закупок").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными части 2 решений от 19.08.2016 по жалобам N 203/КС и N 202/КС в части, касающейся нарушения учреждением части 4 статьи 4, части 2 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и недействительными разделы 3, 5, 6 предписаний об устранении выявленных нарушений от 19.08.2016 по жалобам N 203/КС, N 202/КС в части, касающейся обязания учреждения устранения указанного выше нарушения, в связи с их несоответствием в указанной части положениям Закона о контрактной системе. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что суды не применили положения Приказа Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 года N 470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 28.07.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.08.2016 в управление поступили жалобы N 203/КС и N 202/КС ООО "Альфа Тендер" и ООО "Эксперт закупок" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия при проведении электронных аукционов на выполнение работ по объектам: "Капитальный ремонт дамбы на левом берегу р. Абакан (южная окраина д. Луговая) МО Аскизский район Республики Хакасия" и "Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений на водохранилище "Центральное", западная окраина с. Весеннее МО Усть-Абаканский район".
По результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб, комиссия управления в решениях от 19.08.2016 признала жалобу N 202/КС обоснованной, а жалобу N 203/КС частично обоснованной; частью 2 решений Центр закупок и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия признаны нарушившими часть 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе. Уполномоченный орган - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия признан нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (часть 3). На основании части 4 решений от 19.08.2016 государственному заказчику, уполномоченному органу и Центру закупок выданы предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с разделом 3 предписаний от 19.08.2016 Центру закупок предписано привести документацию об электронном аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений управления по жалобам N 203/КС, N 202/КС от 19.08.2016, а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Разделом 5 предписано, в том числе Центру закупок, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решений управления по жалобам N 203/КС, N 202/КС от 19.08.2016.
Разделом 6 Центру закупок предписано представить в адрес управления подтверждение исполнения настоящих предписаний в срок до 9 сентября 2016 года.
Не согласившись с частями 2 указанных решений управления и разделами 3, 5, 6 предписаний в части, касающейся Центра закупок, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суды, удовлетворяя частично заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое решение в части не соответствуют действующему законодательству, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В Единой информационной системе размещены аукционные документации спорных закупок, в том числе файлы "Техническое задание", содержащие в себе файлы в формате MS Word doc с включением в него изображений в формате jpeg.
Судами установлено, что частью 2 решений управления от 19.08.2016 по жалобам N 203/КС, N 202/КС Центр закупок признан нарушившим часть 4 статьи 4, часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку размещенное на официальном сайте Техническое задание, являющееся частью документации об аукционе, содержит ограничения для ознакомления, выраженные в том, что текст размещен в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов без использования дополнительных специальных программ.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (части 1, 2 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок, которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержден Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н.
Требование о наличии возможности поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя не предусмотрено названными нормативными правовыми актами.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N 1414, Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного Приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 года N 26н, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Суды исходили из того, что файлы в формате MS Word doc с включением в него изображений в формате jpeg предусмотрены Порядком пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденных Приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 года N 26н; информация размещена без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением; управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что размещение материалов на официальном сайте в спорном формате привело к ограничению доступа потенциальных участников размещения заказа к информации об аукционах, а также доказательств платности предоставления такой информации.
Ссылка управления на Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 года N 470, отклонена судами, поскольку данный акт принят в развитие Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и определяет соответствующие требования применительно к официальным сайтам федерального органа исполнительной власти, территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которым сайт www.zakupki.gov.ru не относится.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 февраля 2017 года по делу N А74-14593/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.