город Иркутск |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А74-12308/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования систем видеоконференц-связи представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия Ефимова Е.М. (доверенность от 18.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход-М" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года по делу N А74-12308/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гигель Н.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восход-М" (ИНН 2446006035, ОГРН 1022401254864; далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (ИНН 1903015546, ОГРН 1041903100018; далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 22.09.2016 N 8515 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года, оставленным без изменения Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2018 года, заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение инспекции признано незаконным в части начисления пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 88 139 рублей 42 копеек в связи с несоответствием его в указанной части положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе, с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.10.2014 по делу N А74-5276/2014 (с 28.11.2014) кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению в размере его рыночной стоимости 5 462 368 рублей. Судами не учтены письма Минфина России от 16.07.2013 N 03-0504-02/27809, ФНС от 27.03.2015 N БС-4-11/5013, ФНС от 26.03.2015 N БС-4-1/4935, а также позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу общества, в котором заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами, просила кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции возразил против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 20.01.2016 первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, в которой отражена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности и расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег озера Тус, кадастровый номер 19:11:100405:10, в размере 5 462 368 рублей, сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила в размере 81 936 рублей.
13.05.2016, в период проведения камеральной проверки указанной налоговой декларации, обществом представлена уточненная налоговая декларация за тот же налоговый период.
Согласно первоначальной и уточненной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по земельному участку кадастровый номер 19:11:100405:10. составила 81 936 рублей. Расчет налога произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка -5 462 368 рублей.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что по данным Управления Росреестра кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 19:11:100405:10 на 01.01.2015 составляет 31 703 925 рублей 27 копеек.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год инспекция приняла решение N 8515 от 22.09.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 136 071 рубля 93 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 26 242 рублей.
При определении земельного налога за 2015 год налоговый орган руководствовался кадастровой стоимостью 31 703 925 рублей 27 копеек.
Общество, учитывая тот факт, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.10.2014 по делу N А74-5276/2014, вступившим в законную силу 28.11.2014, кадастровая стоимость спорного участка определена в размере его рыночной стоимости - 5 462 368 рублей, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что то у общества отсутствовали правовые основания для исчисления земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.10.2014 по делу N А74-5276/2014; налоговый орган при доначислении земельного налога за 2015 год правомерно исходил из поступившей из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Республике Хакасия информации о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
Земельным законодательством предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации), которая в свою очередь проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.10.2014 по делу N А74-5276/2014, вступившим в законную силу 28.11.2014, кадастровая стоимость спорного участка определена в размере его рыночной стоимости - 5 462 368 рублей. При этом суд исходил из ее несоответствия рыночной стоимости применительно к уже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009. Сведения о кадастровой стоимости в размере рыночной внесены в государственный кадастр недвижимости 02.12.2014.
Согласно информации, содержащейся в письме филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от 21.03.2016 N 2103, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости 5 462 368 рублей на основании решения арбитражного суда внесена в государственный кадастр недвижимости 02.12.2014.
Вместе с тем вышеприведенное правовое регулирование не исключает реализации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению новой кадастровой стоимости после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установленной судом или комиссией кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности (действовавшей в 2014 году) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет), с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 18.11.2014 N 020-131-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2014 (приложение N 1), в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:11:100405:10 утверждена в размере 31 703 925 рублей 27 копеек. Указанный приказ вступил в силу с 01.01.2015.
Утвержденные результаты кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий официально опубликованы в установленном порядке (газета "Хакасия" N 223 от 22.11.2014).
При этом результат определения кадастровой стоимости земельного участка 19:11:100405:10 в размере 31 703 925 рублей 27 копеек, утвержденный приказом Минимущества Республики Хакасия от 18.11.2014 N 020-131-п, не был предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках дела N А74-5276/2014, оценка отчета от 10.09.2014 N 325-2014 об определении кадастровой стоимости земельных участков и положительного экспертного заключения от 30.10.2014 N 2074/10/14 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой Союз Оценщиков", судом не давалась.
Общество оспорило результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные приказом Министерства имущества и земельных отношений Республики Хакасия от 18.11.2014 N 020-131-п, только 30.12.2016.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Хакасия от 07.02.2017 N 99 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости - 6 828 960 рублей по состоянию на 01.01.2014, установленной в представленном обществом отчете об оценке N 146-2016.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2015 в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 31 703 925 рублей 27 копеек.
Исходя из изложенного, выводы судов двух инстанций о правомерности доначисления обществу земельного налога за 2015 год являются правильными.
Довод общества о наличии технической ошибки, допущенной при осуществлении государственного кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, поскольку установленная вступившим в законную силу решением суда кадастровая стоимость земельного участка не была внесена в государственный кадастр недвижимости, был рассмотрен и обосновано отклонен судами, поскольку согласно данным представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия, на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.10.2014 по делу N А74-5276/2014, вступившего в силу 28.11.2014, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 02.12.2014.
Выводы судов постановлены при правильном применении норм права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 марта 2018 года по делу N А74-12308/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.