город Иркутск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А19-29955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Лухнева В.П. (доверенность от 05.04.2019 N 27), Васильевой А.И. (доверенность от 28.12.2018 N 49),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года по делу N А19-29955/2018 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Копейка Плюс" (г. Усть-Илимск, ИНН: 3817028182, ОГРН: 1053817041310, далее - ООО "Копейка Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее - Служба, административный орган) о признании незаконными постановления по делу об административном правонарушении N 874/08/18-Ю о назначении административного наказания от 29.10. 2018 и решения по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N 874/08/18-Ю о назначении административного наказания от 16.11.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), выразившегося в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в Международный день защиты детей (1 июня).
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года решение суда от 25 марта 2019 года отменено. Принят новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции признал постановление Службы от 29.10.2018 по делу об административном правонарушении N 874/08/18-ю о назначении административного наказания и решение Службы от 16.11.2018 по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N 874/08/18-Ю о назначении административного наказания незаконными.
В кассационной жалобе Служба ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ); считает введенные постановлением Правительства Иркутской области от 14.10.2011 N 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области установленными в рамках компетенции субъекта Российской Федерации; полагает неправильным неприменение судом апелляционной инстанции статьи 5 Закона Иркутской области от 25.10.2009 N 15/13-ЗС "О Правительстве Иркутской области"; просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Копейка Плюс" считает её доводы несостоятельными; просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Службы поддержали доводы кассационной жалобы.
ООО "Копейка Плюс" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.08.2017 обществу выдана лицензия N 38РПА0000794 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по месту нахождения, в том числе: магазина "Эльф"; г. Усть-Илимск, проспект Дружбы Народов, д. 44а.
На основании задания N 87/08/18 от 24.07.2018 должностным лицом административного органа 10.08.2018 были проведены мероприятия по осуществлению контроля без взаимодействия с юридическим лицом.
В ходе проведенных мероприятий было установлено, что в 14 часов 45 минут 01.06.2018 в магазине "Эльф", расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, проспект Дружбы Народов, д. 44а, в котором ООО "Копейка Плюс" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, имел место факт продажи алкогольной продукции (коньяк трехлетний "Киновский", объем 0,25 литра, крепостью 40%, в количестве 1 бутылки).
Данное обстоятельство послужило поводом для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, о чем уполномоченным должностным лицом Службы 15.10.2018 составлен протокол N 874/08/18-ю об административном правонарушении.
Постановлением Службы от 29.10.2018 по делу об административном правонарушении N 874/08/18-ю о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП Российской Федерации) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Копейка Плюс" в порядке статьи 30.1 КоАП Российской Федерации обжаловало его руководителю Службы.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований о признании указанных постановления и решения незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено наличие в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление общества, суд апелляционной инстанции указал, что на уровне закона дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Иркутской области не установлены; отсутствует в Иркутской области и закон, делегирующий Правительству Иркутской области право вводить подобного рода ограничения.
По рассматриваемому вопросу в Иркутской области применяется постановление Правительства Иркутской области от 14.10.2011 N 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" (далее - постановление N 313-пп), нарушение подпункта б) пункта 1 которого необоснованно было вменено обществу.
Постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
В силу пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ действуют ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции.
Как следует из абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" указано, что применяя абзац второй пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в настоящее время - абзац второй пункта 9 этой же статьи), судам необходимо иметь в виду, что применительно к пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.
Заявитель кассационной жалобы не опроверг вывод суда апелляционной инстанции о том, что дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции могут быть установлены только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правительство Иркутской области, не являющееся законодательным органом, неправомочно было своим нормативным правовым актом устанавливать дополнительные ограничения времени продажи алкогольной продукции, то несоблюдение требований постановления N 313-пп не могло являться законным основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
По тем же основаниям является незаконным решение Службы по рассмотрению соответствующей жалобы общества.
Доводы кассационной жалобы Службы не опровергают мотивированные выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации. Суду кассационной инстанции также не приведены ссылки на конкретные законы Иркутской области, которыми установлены ограничения (запрет осуществления розничной продажи алкогольной продукции в Международный день защиты детей - 01 июня).
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года по делу N А19-29955/2018 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правительство Иркутской области, не являющееся законодательным органом, неправомочно было своим нормативным правовым актом устанавливать дополнительные ограничения времени продажи алкогольной продукции, то несоблюдение требований постановления N 313-пп не могло являться законным основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы Службы не опровергают мотивированные выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации. Суду кассационной инстанции также не приведены ссылки на конкретные законы Иркутской области, которыми установлены ограничения (запрет осуществления розничной продажи алкогольной продукции в Международный день защиты детей - 01 июня)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2019 г. N Ф02-3091/19 по делу N А19-29955/2018