город Иркутск |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А19-21667/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска Свиридовой Е.В. (доверенность от 29.04.2019 N 505-70-8312/19),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2019 года по делу N А19-21667/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пугачёв А.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Индива плюс" (г. Иркутск, ИНН: 3811176794, ОГРН: 1143850006860, далее - общество, ООО "Индива плюс") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным и отмене решения N 505-74-10696/8 от 13.07.2018 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18, и обязании выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным полностью решение Комитета N 505-74-10696/8 от 13.07.2018 об отказе в предоставлении обществу муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18, как несоответствующее Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" (далее - Административный регламент) (Приложение N 1 к постановлению администрации г. Иркутска N 031-06-3007/11 от 26.12.2011).
На Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2019 года решение суда от 24 января 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения части 9 статьи 19 Закона о рекламе; указывает на то, что, утверждённая администрацией г. Иркутска решением N 031-06-1131/14 от 01.10.2014 схема размещения рекламных конструкций на территории г. Иркутска содержит место размещения другой рекламной конструкции на земельном участке муниципальной собственности, чем испрашиваемая к размещению рекламная конструкция общества; полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Индива плюс" просит отказать в её удовлетворении.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы кассационной жалобы.
ООО "Индива плюс" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 03.07.2018 ООО "Индива плюс" обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18, в порядке, установленном постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-3007/11 от 26.12.2011 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" с приложением пакета документов, что подтверждается копией расписки в приеме документов.
Решением N 505-74-10696/8 от 13.07.2018 заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании абзаца 2 пункта 8.1. главы 8 раздела II Административного регламента в связи с несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.
Общество оспорило данный отказ в Арбитражном суде Иркутской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Правоотношения сторон по настоящему делу возникли в связи с обращением общества в Комитет за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Данные правоотношения урегулированы положениями частей 1, 5, 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов на основании части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по перечисленным в данной норме основаниям.
В данном случае мотивом отказа послужило несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном обществе месте схеме размещения рекламных конструкций.
Действительно, одним из оснований, содержащихся в пункте 2 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, является несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 данной статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания данного обстоятельства возложено на орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций мотивированно посчитали, что Комитет не доказал наличие данного основания.
Доводы кассационной жалобы Комитета сводятся к подтверждению иного.
Вместе с тем, суды мотивированно исходили из следующего.
01.07.2018 ООО "Индива плюс" с ООО "Сибвест" заключили договор N 44С-Р, по условиям которого ООО "Сибвест" (Учреждение) предоставляет ООО "Индива плюс" право установки и эксплуатации рекламной конструкции на принадлежащем Учреждению земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:1876, общей площадью 5323 кв. м, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18.
Заявитель 03.07.2018 обратился к Комитету с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - рекламного щита по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18.
Комитет, отказывая в выдаче разрешения, указал, что в схеме под номером 70 предусмотрено размещение отдельно стоящей рекламной конструкции в Кировском районе г. Иркутска по адресу Ленина, 18; ранее по указанному адресу была размещена рекламная конструкция ООО "АПР Сити/ТВД" по договору N 01045к от 01.06.2012 между администрацией г. Иркутска и ООО "АПР Сити/ТВД"; срок действия данного договора истек 01.06.2017, в настоящее время ведется работа по демонтажу указанной рекламной конструкции.
Как признали суды, представленная Комитетом схема размещения рекламных конструкций картой размещения рекламных конструкций, утвержденной вышеуказанным постановлением, не является, так как данный документ подготовлен для процедуры проведения торгов в 2012 году.
В силу прямого указания части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций должна содержать карты размещения рекламных конструкций.
Согласно пункту 2 указанной схемы карта размещения рекламных конструкций на территории Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска, выполненная в масштабе 1:2500, 1:5000, является составной часть схемы.
Судом первой инстанции установлено и признано представителем Комитета в судебном заседании, что карта размещения рекламных конструкций опубликована не была. Данный факт подтверждается также копией газеты "Иркутск официальный" от 16.12.2014 N 64 (562), в которой было опубликовано постановление администрации г. Иркутска N 031-06-1131/14 от 01.10.2014.
В этой связи суды, с учётом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пришли к выводам о том, что, поскольку карта размещения рекламных конструкций является частью нормативного правового акта - постановления администрации г. Иркутска N 031-06-1131/14 от 01.10.2014 и данная карта опубликована не была, основания для определения конкретных мест размещения рекламных конструкций при выдаче разрешений по иным сведениям, помимо данных, указанных собственно в схеме (в схеме указаны только адреса), противоречит части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Суд кассационной инстанции согласен с данными выводами судов.
Учитывая, что согласно имеющимся в г. Иркутске нормативным правовым актам в схеме размещения рекламных конструкций определен только адрес рекламных конструкций (так как карта опубликована не была) и адрес, по которому заявитель просил выдать разрешение, совпадает с адресом, указанным в схеме размещения рекламных конструкций г. Иркутска (г. Иркутск, Ленина, 18), у Комитета отсутствовали основания для отказа в предоставлении заявителю муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в связи с несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.
Не может быть учтён довод кассационной жалобы о том, что рекламная конструкция, предусмотренная схемой, расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в связи с чем, по мнению Комитета, схема содержит место размещения другой рекламной конструкции по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 18.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, следовательно, общество, обратившись за размещением рекламной конструкции по адресу, указанному в схеме, ул. Ленина, 18, вправе было рассчитывать на получение разрешения именно по этому адресу, за неимением у Комитета иных данных, препятствующих размещению рекламной конструкции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2019 года по делу N А19-21667/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2019 года по делу N А19-21667/2018, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2019 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2019 года по тому же делу, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено и признано представителем Комитета в судебном заседании, что карта размещения рекламных конструкций опубликована не была. Данный факт подтверждается также копией газеты "Иркутск официальный" от 16.12.2014 N 64 (562), в которой было опубликовано постановление администрации г. Иркутска N 031-06-1131/14 от 01.10.2014.
В этой связи суды, с учётом положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пришли к выводам о том, что, поскольку карта размещения рекламных конструкций является частью нормативного правового акта - постановления администрации г. Иркутска N 031-06-1131/14 от 01.10.2014 и данная карта опубликована не была, основания для определения конкретных мест размещения рекламных конструкций при выдаче разрешений по иным сведениям, помимо данных, указанных собственно в схеме (в схеме указаны только адреса), противоречит части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
...
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, следовательно, общество, обратившись за размещением рекламной конструкции по адресу, указанному в схеме, ул. Ленина, 18, вправе было рассчитывать на получение разрешения именно по этому адресу, за неимением у Комитета иных данных, препятствующих размещению рекламной конструкции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г. N Ф02-3395/19 по делу N А19-21667/2018
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1346/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21667/18
01.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3395/19
17.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1346/19
24.01.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21667/18