город Иркутск |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А33-15841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Горбатовой Е.Е. (доверенность от 21.03.2019 N 05-01/1868), Щелкуновой И.И. (доверенность от 01.08.2019 N 05-01/5601), Яхина Р.Р. (доверенность от 31.10.2018 N 05-01/6072); акционерного общества "Росгеология" Буданова А.С. (доверенность от 04.06.2019 N 107),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-15841/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Парфентьева О.Ю., Петровская О.А.),
установил:
акционерное общество "Росгеология" (г. Москва, ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040, далее - АО "Росгеология", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме N 04-01/1931 от 09.04.2018, и обязании предоставить право пользования участком недр на основании заявки N 08-01-02-4463/РГ от 19.10.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года заявление АО "Росгеология" удовлетворено, признано незаконным решение Департамента N 04-01/1931 от 09.04.2018 об отказе в предоставлении права пользования участком недр по объекту "Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля" на территории Богучанского района Красноярского края по заявке АО "Росгеология" N 08-01-02-4463/РГ от 19.10.2017, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления испрашиваемого участка с корректировкой координат в части исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию N 5397-оп от 04.05.2018.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2019 года решение суда от 11 января 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, нарушений требований норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судами первой и апелляционной инстанций не применен пункт 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в соответствии с которым участок недр "Чуктуконское рудное поле" относится к участкам недр федерального значения, в связи с чем такой участок недр не может быть предоставлен в пользование для геологического изучения недр.
Испрашиваемый участок недр относится к участкам недр федерального значения, поскольку содержит запасы категории С1 + С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, например, протоколом заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию N 5397-оп от 04.05.2018.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583), он не распространяется на участки недр федерального значения, что следует даже из названия данного нормативного правового акта.
Кроме того, как следует из положений Закона о недрах, на участки недр федерального значения право пользования недрами предоставляется исключительно для разведки и добычи полезных ископаемых.
В настоящем случае предоставление участка недр в пользование АО "Росгеология" для целей геологического изучения недр в рамках главы V Порядка N 583 повлечет невозможность предоставления права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых по результатам аукциона.
Как указывает заявитель, согласно подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах право пользования недрами по участку недр федерального значения предоставляется исключительно по решению Правительства Российской Федерации, в связи с чем судебные акты основаны на неверном толковании и неправильном применении норм законодательства о недрах, а также на неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что законодатель целенаправленно разделил процедуры получения права пользования недрами субъектами предпринимательской деятельности и федеральными геологическими компаниями, предусмотрев для последних отдельную процедуру, осуществляемую в соответствии с п. 1.7 и главой V Порядка N 583.
Так, подпункт 13 пункта 5.1. Порядка N 583 предусматривает три условия, при которых участок недр может быть предоставлен федеральной геологической компании в пользование для геологического изучения: отсутствие данных о наличии запасов твердых полезных ископаемых; отсутствие испрашиваемого участка недр в перечнях объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр; отсутствие в отношении испрашиваемого участка недр заявки иных заинтересованных лиц о его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральных геологических компаний.
Таким образом, по мнению заявителя, предоставление права пользования недрами федеральным геологическим компаниям ставится в зависимость от наличия на испрашиваемом участке недр оценённых запасов полезных ископаемых, а не данных о наличии запасов полезных ископаемых в Государственном балансе запасов. Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 1.7, 5.1 Порядка N 583 право пользования недрами может быть предоставлено федеральной геологической компании в случае отсутствия предусмотренных законодательством о недрах ограничений.
В рассматриваемом случае, Красноярским филиалом ФБУ "ТФГИ по СФО" письмом от 10.11.2017 N 01/1280 предоставлена информация о том, что "по материалам Красноярского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" в границах испрашиваемого участка недр "Чуктуконское рудное поле" оценены запасы категории С1 + С2 <_> и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1 (Отчет "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край)" 2017 г.".
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций вышли за пределы рассмотрения заявленных требования АО "Росгеология", а также подменили собой специально создаваемый совещательный орган, на основании решений которого предоставляется право пользования недрами, приняв на себя полномочия федерального органа исполнительной власти.
Суды первой и апелляционной инстанций, как указывает заявитель, считают возможной применение такой восстановительной меры, как обязание Центрсибнедра "предоставить в пользование испрашиваемый участок недр с корректировкой координат в части исключения из его границ запасов полезных ископаемых" (стр. 9-10 Решения, стр. 7 Постановления).
Вместе с тем, Порядком N 583 не предусматривается такой процедуры, как корректировка координат испрашиваемого участка, поскольку в результате такого действия будет сформирован новый участок недр; в связи с этим предусмотренный в решении суда способ исполнения решения прямо противоречит положениям действующего законодательства о недрах.
По мнению заявителя, судами органу государственной власти указано на необходимость совершения действий по корректировке заявки с целью устранения обстоятельств, в силу закона являющихся основанием для отказа в удовлетворении такой заявки.
Заявитель также указывает на то, что суды нарушили требования части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как вышли за пределы заявленных требований, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Росгеология" указывает на несостоятельность её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 06.08.2019 представители Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель акционерного общества "Росгеология" считает судебные акты законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 августа 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 05 сентября 2019 года.
В судебном заседании 05 сентября 2019 года представители сторон подтвердили ранее изложенные позиции.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, общество в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 письмом N 08-01-02-4463/РГ от 19.10.2017 направило в адрес Департамента заявочные материалы на получение права пользования недрами по объекту: "Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля" на территории Богучанского района Красноярского края.
Письмом от 09.04.2018 N 04-01/1931 Департамент сообщил обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами на основании подпункта 1 пункта 5.7 Порядка N 583, поскольку, согласно сведениям, представленным Красноярским филиалом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", в границах испрашиваемого участка оценены запасы категории С1+С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1.
Основанием для принятия указанного решения послужило решение комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр Департамента, оформленное протоколом от 02.04.2018 N 7-2018КРР.
Комиссия установила, что согласно экспертному заключению ВИМС N 1692/3 от 12.12.2016 на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных в 2014-2016 годах по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт от 09.09.2014 N 198" созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оценочные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1.
В настоящий момент, как указывается в протоколе комиссии, отчет с подсчетом запасов и ТЭО кондиций по Чуктуконскому рудному полю находится на экспертизе ГКЗ, по результатам рабочего заседания экспертной комиссией рекомендовано вынести отчет на пленарное заседание ГКЗ.
На основании изложенного и учитывая информацию Красноярского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" о наличии в границах испрашиваемого участка запасов категории С1+С2, комиссия пришла к выводу о том, что право пользования недрами не может быть предоставлено в рамках раздела 5 Порядка N 583.
Общество оспорило решение Департамента от 09.04.2018 в Арбитражном суде Красноярского края.
Суды двух инстанций пришли к выводам о том, что основания для отказа обществу в предоставлении права пользования недрами отсутствуют.
При этом суды исходили из следующих установленных ими обстоятельств.
Как следует из заявочных материалов АО "Росгеология", общество при подаче заявки исключило из испрашиваемого участка недр площадь с координатами запасов категории С2, учтенных государственным балансом и утвержденных протоколом ГЗК Роснедра N 1356 от 16.03.2007. Другие данные о наличии поставленных на баланс запасов редкоземельных металлов и ниобия отсутствовали, что подтверждается письмом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" N С-149 от 26.04.2018.
Запасы, выявленные по результатам выполнения работ по государственному контракту N 198 от 09.09.2014 и на основании экспертного заключения ФГБУ "ВИМС" на окончательный геологический отчет по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт N 198 от 09.09.2014", были поставлены на государственный баланс только 04.05.2018 согласно протоколу ГКЗ N 5397-оп.
Как указали суды, на момент рассмотрения Департаментом заявки общества (09.04.2018) иных запасов, поставленных на государственный баланс, кроме запасов по протоколу ГЗК Роснедра N 1356 от 16.03.2007, отраженных обществом в заявочных материалах, не имелось.
Порядок N 583 связывает возможность предоставления в пользование хозяйствующим субъектам участков недр для их геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр с наличием/отсутствием на данном участке запасов, поставленных на государственный баланс (пункт 1.4).
Наличие на испрашиваемом участке оцененных запасов и оцененных прогнозных ресурсов, как указали суды, не предусмотрено Порядком N 583 в качестве основания для отказа в предоставлении права пользования недрами.
Названные выводы судов постановлены применительно к условиям предоставления в пользование участков недр для геологического изучения хозяйствующим субъектам (пункт 1.4).
В данном случае заявка была подана федеральной геологической компанией согласно пункту 1.7 названного Порядка.
Условия предоставления недр в пользование данным компаниям, указанные в пункте 1.7 Порядка 583, оценены судами не были.
При таких условиях выводы судов о незаконности оспариваемого отказа постановлены без учёта особенностей лица, подавшего заявку.
Судами в качестве восстановительной меры была возложена на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления испрашиваемого участка с корректировкой координат в части исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию N 5397-оп от 04.05.2018.
Таким образом, суды двух инстанций исходили из того, что хотя запасы по редкоземельным металлам и ниобию были поставлены на государственный баланс (04.05.2018) позднее даты принятия оспариваемого решения Департамента от 09.04.2018, заявка общества на получение права пользования недрами (геологическое изучение) позволяла Департаменту предоставить земельный участок недр с учётом уточнения его границ (применительно к протоколу ГКЗ Роснедра от 04.05.2018).
Судами не учтено следующее.
Основанием для отказа в предоставлении участка недр обществу явилось наличие сведений, предоставленных Красноярским филиалом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" о том, что в границах испрашиваемого обществом участка оценены запасы категории С1+С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1.
Между тем, согласно пункту 1 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения. Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации. К участкам недр федерального значения относятся участки недр: содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года.
Обществу отказано в предоставлении участка недр в рамках главы V Порядка N 583.
Глава V Порядка N 583 предусматривает рассмотрение заявок компаний на получение права пользования участком недр без включения его в перечни объектов, предлагаемых в пользование в целях геологического изучения за счёт собственных (в том числе привлечённых) средств федеральных геологических компаний.
Порядок N 583 не распространяется на участки недр федерального значения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения.
Возражая против данного довода кассационной жалобы, общество указывает, что Департамент такого основания в своём отказе не заявлял; кроме того, как указывает Департамент в жалобе (абз. 4 стр. 3), участок относится к участкам недр федерального значения, так как содержит запасы категории C1 и С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия, что подтверждается изготовленным после даты подачи заявки общества (23.10.2017 вх. N 8552) о предоставлении права пользования участком и отказа Департамента (09.04.2018) со ссылкой на протокол заседания Государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию N 5397-оп от 04.05.2018.
Общество в этой связи указывает, что испрашиваемый обществом участок недр, как следует из резолютивной части решения суда по настоящему делу, был скорректирован в части исключения из его границ запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу комиссии; следовательно, участок с учетом корректировки его границ по смыслу пункта 1 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах не относится к участкам недр федерального значения, в связи с чем данный довод кассационной жалобы подлежит отклонению.
Между тем, оспариваемый отказ Департамента был вызван наличием в границах испрашиваемого обществом участка недр запасов металлов, наличие которых могло свидетельствовать об отнесении испрашиваемого участка к недрам федерального значения, как об этом указано в статье 2.1 Закона о недрах. На дату принятия судом восстановительной меры 11.09.2018 по спорному участку, испрашиваемому по заявке общества, уже были учтены на государственном балансе запасов металлов, позволяющие отнести участок недр к недрам федерального значения.
Данные обстоятельства судами проверены не были, в связи с чем являются преждевременными выводы судов о возможности предоставления обществу данного участка недр согласно главе V Порядка N 583 по решению Департамента.
При таких условиях следует признать, что выводы судов о незаконности оспариваемого по делу решения Департамента и применённая судами восстановительная мера не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем суд кассационной инстанции считает решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного подлежащими отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, относится ли указанный в заявке общества участок к участкам недр федерального значения, в каком порядке должен предоставляться такой участок федеральной геологической компании в пользование для геологического изучения недр.
Суду необходимо ответить на вопрос, исключает ли принятая судом восстановительная мера в виде корректировки координат участка недр данный участок из числа участков недр федерального значения, затрагивают ли соответствующие выводы суда по настоящему вопросу права и обязанности лиц, не привлечённых к участию в деле, в частности, Правительства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-15841/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2019 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в этой связи указывает, что испрашиваемый обществом участок недр, как следует из резолютивной части решения суда по настоящему делу, был скорректирован в части исключения из его границ запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу комиссии; следовательно, участок с учетом корректировки его границ по смыслу пункта 1 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах не относится к участкам недр федерального значения, в связи с чем данный довод кассационной жалобы подлежит отклонению.
Между тем, оспариваемый отказ Департамента был вызван наличием в границах испрашиваемого обществом участка недр запасов металлов, наличие которых могло свидетельствовать об отнесении испрашиваемого участка к недрам федерального значения, как об этом указано в статье 2.1 Закона о недрах. На дату принятия судом восстановительной меры 11.09.2018 по спорному участку, испрашиваемому по заявке общества, уже были учтены на государственном балансе запасов металлов, позволяющие отнести участок недр к недрам федерального значения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф02-3674/19 по делу N А33-15841/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-19/2021
19.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5335/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3674/19
23.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1055/19
11.01.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18