г. Красноярск |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А33-15841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
от заявителя (Акционерного общества "Росгеология"): Попова А.А., представителя по доверенности от 28.11.2019 N 234, диплом ВСВ 0496700; Гатаповой Ю.Б., представителя по доверенности от 24.06.2019 N 112, диплом ВСГ 3094598, свидетельство о заключении брака от 28.09.2009;
от ответчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 07.09.2020 N 05-01/6307, диплом ВСГ 5044048; Щелкуновой И.И., представителя по доверенности от 10.08.2020 N 05-01/5599, диплом ОКА N 54924;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Росгеология" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" августа 2020 года по делу N А33-15841/2018
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Росгеология" (далее - общество "Росгеология", АО "Росгео" заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме от 09.04.2018 N 04-01/1931 и обязании ответчика предоставить право пользования участком недр на основании заявки от 19.10.2017 N 08-01-02-4463/РГ.
Решением арбитражного суда от 11.01.2019 по делу N А33-15841/2018 заявленные требования акционерного общества "Росгеология" удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.01.2019 по делу N А33-15841/2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.01.2019 по делу N А33-15841/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по тому же делу, отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением от 10.10.2019 заявление принято к производству суда.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Росгеология" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, требование общества удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на необоснованность вывода суд первой инстанции о том, что в настоящий момент участок недр "Чуктуконское рудное поле" отнесен к участкам недр федерального значения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции, рассмотрение указанной апелляционной жалобы назначено на 19.10.2020.
От Департамента в материалы дела поступил отзыв на жалобу общества, от общества возражения на отзыв.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 30.09.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 30.09.2020.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество "Росгеология" в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 письмом от 19.10.2017 N08-01-02-4463/РГ направило в адрес Департамента заявочные материалы на получение права пользования недрами по объекту: "Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля" на территории Богучанского района Красноярского края. Указанные заявочные материалы поступили в Департамент 23.10.2017, зарегистрированы за N 8552.
Письмом от 09.04.2018 N 04-01/1931 Департамент сообщил обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами на основании подпункта 1 пункта 5.7 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 10.11.2016 N 583, поскольку, согласно сведениям, предоставленным Красноярским филиалом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", в границах испрашиваемого участка оценены запасы категории С1+С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скадия и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1.
Основанием для принятия указанного решения послужило решение Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, оформленное протоколом от 02.04.2018 N 7-2018КРР.
Согласно указанному протоколу, комиссия установила, что согласно экспертному заключению ВИМС от 12.12.2016 N 1692/3 на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных в 2014-2016 гг. по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт N 198 от 09.09.2014" созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оценочные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1.
На основании изложенного и учитывая информацию Красноярского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" о наличии в границах испрашиваемого участка запасов категории С1+С2, Комиссия пришла к выводу о том, что право пользования недрами не может быть предоставлено в рамках раздела 5 Порядка.
Не согласившись с указанным решением Департамента, общество "Росгеология" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит решение от 09.04.2018 N 04-01/1931 признать незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент является органом, уполномоченным на решение рассматриваемого вопроса о предоставлении права пользования недрами, следовательно, оспариваемый отказ принят компетентным органом, указанное обстоятельство не оспаривается заявителем жалобы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что поскольку участок недр "Чуктуконское рудное поле" в настоящий момент отнесен к участкам недр федерального значения и ПорядокN 583 не распространяются на случаи предоставления права пользования на участок недр федерального значения, оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон от 21.02.1992 N 2395-1), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии с частью 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе, решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.
Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) (далее - Порядок).
При первоначальном рассмотрении настоящего дела суд не усмотрел наличия законных оснований для отказа обществу "Росгеология" в предоставлении права пользования недрами, признал незаконным решение Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 09.04.2018 N 04-01/1931 об отказе в предоставлении права пользования участком недр по объекту "Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля" на территории Богучанского района Красноярского края по заявке АО "Росгеология" от 19.10.2017 N 08-01-02-4463/РГ; обязал Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Росгеология" путем предоставления испрашиваемого участка с корректировкой координат в части исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе согласно протоколу Государственной комиссии пo утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию от 04.05.2018 N 5397-оп.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и направляя дело на новое рассмотрение, исходил из того, что выводы суда о незаконности оспариваемого отказа сделаны без учета особенностей лица, подавшего заявку, поскольку условия предоставления недр в пользование АО "Росгеология", указанные в пункте 1.7 Порядка 583, оценены судами не были.
Также суд кассационной инстанции отметил, что оспариваемый отказ Департамента был вызван наличием в границах испрашиваемого обществом участка недр запасов металлов, наличие которых могло свидетельствовать об отнесении испрашиваемого участка к недрам федерального значения, как об этом указано в статье 2.1 Закона о недрах. На дату принятия судом восстановительной меры 11.09.2018 по спорному участку, испрашиваемому по заявке общества, уже были учтены на государственном балансе запасы металлов, позволяющие отнести участок недр к недрам федерального значения. Данные обстоятельства проверены не были, в связи с чем, являются преждевременными выводы суда о возможности предоставления обществу данного участка недр согласно главе V Порядка N 583 по решению Департамента.
При новом рассмотрении дела, суд кассационной инстанции указал на необходимость:
- установить, относится ли указанный в заявке общества участок к участкам недр федерального значения, в каком порядке должен предоставляться такой участок федеральной геологической компании в пользование для геологического изучения недр;
- ответить на вопрос, исключает ли принятая судом восстановительная мера в виде корректировки координат участка недр данный участок из числа участков недр федерального значения, затрагивают ли соответствующие выводы суда по настоящему вопросу права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, в частности, Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Судом первой инстанции, при новом рассмотрении дела учтены указания вышестоящей инстанции, указанные обстоятельства обосновано включены в предмет доказывания по настоящему делу.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" АО "Росгео" включено в указанный Перечень как акционерное общество, акции которого находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которым обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Исходя из распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.2019 N 1439-р АО "Росгео" определено единственным исполнителем осуществляемых Роснедрами в 2019-2020 гг. закупок работ, связанных с реализацией предусмотренных подпрограммой "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых, минерально-сырьевой базы подземных вод (питьевых и минеральных), а также по геологическому изучению и оценке минерально-сырьевой базы Мирового океана.
Согласно п. 1.7 Порядка N 583 предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляется юридическими лицами, являющимися акционерными обществами, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, 100 процентов акций которых находятся в федеральной собственности, приоритетным направлением деятельности которых решением Президента РФ определено геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий РФ, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, в течение календарного года, для целей геологического изучения в соответствии с пп. "б" п. 1.5 Порядка N 583, на основании заявок федеральных геологических компаний без ограничения по количеству и площади, в соответствии с главой V Порядка N 583.
Таким образом, АО "Росгео" является федеральной геологической компанией, на которую в силу указов Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации возложено осуществление мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы полезных ископаемых, а также проведение работ по геологическому изучению недр и выявлению ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации.
Порядком N 583 предусмотрено специальное положение федеральных геологических компаний и предоставление им в пользование участков недр, отличное от положения хозяйствующих объектов, в отношении которых распространяются иные положения указанного Порядка.
Так, в соответствии с абз. 2 п. 1.7 Порядка N 583 федеральным геологическим компаниям подлежат предоставлению в пользование участки недр, по которым:
- отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых;
- участки недр не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения, в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;
- в отношении участков недр на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об их предоставлении в пользование или включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование.
Пунктом 5.1 Порядка N 583 установлен перечень документов и сведений, которые необходимо представить федеральным геологическим компаниям в составе заявочной документации на получение права пользования недрами.
Согласно абз. 2 пп. 13 п. 5.1 Порядка N 583 для получения права пользования участком недр федеральная геологическая компания вправе предоставить сведения об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, запасов твердых полезных ископаемых.
23.10.2017 АО "Росгео" в Центрсибнедра подана заявка на основании раздела V Порядка N 583 на получение права пользования участком недр "Чуктуконское рудное поле" в целях геологического изучения (поиск и оценка) редкоземельных и ниобиевых руд.
Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу принято решение, оформленное протоколом от 02.04.2018 N 7-2018КРР, об отказе в предоставлении права пользования участком недр. Отказ Департамента был вызван наличием в границах испрашиваемого обществом участка недр запасов металлов, наличие которых могло свидетельствовать об отнесении испрашиваемого участка к недрам федерального значения, как об этом указано в статье 2.1 Закона о недрах.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к участкам недр федерального значения относятся участки недр, содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых.
Протоколом заседания государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Роснедра от 04.05.2018 N 5397-оп комиссия утвердила запасы Чуктуконского редкоземельного ниобиевого месторождения (нераспределенный фонд недр). Запасы были утверждены на государственный баланс категорий С1, С2. Месторождение отнесено по сложности геологического строения ко 2-й группе, а по степени изученности - к оцененным.
В Протоколе ГКЗ Роснедр от 04.05.2018 приведена Таблица 1, содержащая виды полезных ископаемых, в том числе оксиды ниобия, редкоземельные металлы, иттрий и скандий, категорию данных запасов полезных ископаемых и их количество.
Принимая во внимание изложенное, участок недр "Чуктуконское рудное поле" в настоящий момент отнесен к участкам недр федерального значения.
Исходя из абз. 3 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Закона РФ "О недрах" перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.
Процедура проведения аукционов на пользование недрами установлена Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 22.12.2017 N 698.
Таким образом, обоснованы выводы суда первой инстанции о том, что участок недр "Чуктуконское рудное поле" может быть предоставлен только на основании решения Правительства Российской Федерации по результатам проведенного аукциона на пользование недрами. При этом, Порядок N 583 не распространяется на случаи предоставления права пользования на участок недр федерального значения.
С учетом изложенного, учитывая указания вышестоящей инстанции относительно возможности принятия восстановительной меры и, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие законодательной возможности предоставления обществу спорного участка недр в рамках главы V Порядка N 583 и, как следствие, признал обоснованным решение ответчика об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме от 09.04.2018 N 04-01/1931.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда о том, что в настоящий момент участок недр "Чуктуконское рудное поле" отнесен к участкам недр федерального значения, противоречит ст. 2.1. Закона о недрах, и протоколу ГКЗ от 04.05.2018 N 5397-оп, поскольку данной статьей и протоколом предусмотрено, что к участкам недр федерального значения относятся участки недр, содержащие месторождения с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых, а не все "Чуктуконское рудное поле".
Указанный довод противоречит представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим, что "Чуктуконское рудное поле" является участком недр федерального значения.
Так, экспертным заключением ФГБУ "ВИМС" на Окончательный геологический отчет о результатах и объёмах работ, выполненных в 2014-2016 гг. по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт N 198 от 09.09.2014, от 12.12.2016 N962/Э (далее - Экспертное заключение) указано, что "созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оцененные запасы по категориям C1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории P1". "Месторождение подготовлено для опытно-промышленной эксплуатации".
Кроме того, в Экспертном заключении перечисляются балансовые запасы Чуктуконского месторождения, а также оценённые прогнозные ресурсы основных полезных компонентов категории P1.
При этом ФГБУ "ВИМС" отмечено, что ФГУП "ИМГРЭ" представлена окончательная схема переработки руды, которая на начальном этапе предполагает переработку руды Чуктуконского месторождения металлургическим способом с получением высокофосфористого чугана и шлака с последующим получением из него отдельных концентратов ниобия, редкоземельных металлов и марганца. ФГБУН "ИХХТ" разработана схема получения раздельных оксидов редкоземельных металлов, марганца и скандия.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание заявителя на то, что АО "Росгео" в заявочной документации, поступившей в Центрсибнедра, исключило только запасы, утвержденные протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых от 16.03.2007 N 1356 (далее - Протокол ГКЗ от 16.03.2007).
При этом, Протокол ГКЗ от 16.03.2007 в части утверждения временных разведочных кондиций и запасов Чуктуконского редкоземельно-ниобиевого месторождения, признан утратившим силу в связи с переоценкой и переутверждением запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что геологическим объектом, предоставляемым в пользование субъектам предпринимательской деятельности, является не только часть участка с залегающими в ней запасами по категории C1 и С2, но и комплекс иных геологических характеристик, необходимых для разработки месторождения.
Как следует из ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В свою очередь, ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О недрах" установлено, что при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Кроме того, согласно п. 7.1.3 главы VII Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, для объектов добычи твердых полезных ископаемых, в зависимости от класса опасности, устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств первого класса - 1000 м (промышленные объекты по добыче полиметаллических (свинцовых, ртутных, мышьяковых, бериллиевых, марганцевых) руд и горных пород VIII - XI категории открытой разработкой, угольные разрезы, объекты по добыче горючих сланцев, горно-обогатительные комбинаты).
Таким образом, АО "Росгео" при определении границ исключаемой площади, образованной участком недр федерального значения из площади испрашиваемого участка, не учтена совокупность факторов при формировании границ участка недр, таких как границы безопасного ведения горных и взрывных работ, размещение предприятий по переработке полезного ископаемого, иных зданий и сооружений, необходимых для безопасного и эффективного ведения работ на участке недр, размещение хвостохранилища, отстойников карьерных вод и т.д.
Приведенная АО "Росгео" судебная практика указанные выводы суда первой инстанции не опровергает, напротив, подтверждает позицию Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в части отнесения участков недр к участкам недр федерального значения.
Так, например, в Определении ВС РФ от 10.06.2015 N 306-КГ14-8481 по делу N А55-19946/2013, на которое ссылается АО "Росгео", прямо указано, что из пункта 4 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах следует, что к участкам недр федерального значения относятся, в частности, участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Закона о недрах и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 823.
Однако то обстоятельство, что спорный земельный участок не был включен в указанный перечень, не отменяет его принадлежность к участкам недр федерального значения, поскольку он соответствует критериям, установленным частью 4 статьи 2.1 Закона о недрах".
Таким образом, приведенная АО "Росгео" судебная практика не только не подтверждает то обстоятельство, что в границы участка недр федерального значения включаются исключительно запасы полезных ископаемых, но и прямо указывает на возможность отнесения участков недр к участкам недр федерального значения исходя из критериев действующего законодательства, а не только, руководствуясь наличием такого участка в Перечне участков недр федерального значения.
По мнению заявителя жалобы, единственным способом восстановления нарушенных прав и законных интересов АО "Росгео" является предоставление испрашиваемого участка недр, исключив из испрашиваемого в заявке участка недр (площадью 20,966 кв.км.) той небольшой части участка недр (0,56 кв.км.), которая впоследствии (после рассмотрения Комиссией заявки 02.04.2018) стала отвечать критериям отнесения к участку недр федерального значения".
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка невозможности применения восстановительной меры, предложенной АО "Росгео".
Кроме того, суд апелляционной инстанции относительно указанного довода заявителя жалобы считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах" предусмотрено обеспечение недопущения выборочной отработки полезных ископаемых.
При этом, выборочная отработка полезных ископаемых приводит к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениям рационального использования недр, заключающиеся в невозможности расширения границ распространения полезного ископаемого за контуры запасов С1 месторождения, или выявления новых рудных тел полезного ископаемого в пределах месторождения.
В свою очередь, невозможность расширения границ распространения полезного ископаемого исключает возможность лица, получившего право пользования на запасы, учтенные Государственным балансом, на отработку прогнозных ресурсов категории P1, являющихся флангом месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Таким образом, предоставление участка недр в пользование АО "Росгео" для целей геологического изучения недр в рамках главы V Порядка N 583, повлечет невозможность предоставления права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых по результатам аукциона на Чуктуконское месторождение, содержащее и запасы категории C1 и С2 и прогнозные ресурсы категории P1, являющиеся продолжением запасов категории С2.
В связи с чем, восстановительная мера в виде корректировки координат участка недр противоречит как положениям Порядка N 583, которым не предусмотрена такая процедура по внесению изменений в заявку заинтересованных лиц, так и имеющимся в деле доказательствам, которыми подтверждается отсутствие необходимости повторного геологического изучения недр подготовленного к промышленному освоению участка недр "Чуктуконское рудное поле".
Поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с положениями законодательства о Недрах и прав и законных интересов АО "Росгео" не нарушает, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" августа 2020 года по делу N А33-15841/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15841/2018
Истец: АО "РОСГЕОЛОГИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-19/2021
19.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5335/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3674/19
23.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1055/19
11.01.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18