город Иркутск |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А33-15841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Смольниковой Е.Р., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Сат Д.Д.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Росгеология" Гатаповой Ю.Б (доверенность N 112 от 24.06.2019, диплом, паспорт), Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Щелкуновой И.И. (доверенность N 05-01/5599 от 10.08.2020, диплом, паспорт), Яхина Р.Р. (доверенность от 09.03.2021, диплом, паспорт).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Росгеология" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2020 года по делу N А33-15841/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Росгеология" (ОГРН 1047724014040, ИНН 7724294887, далее - АО "Росгео", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права пользования участками недр, выраженного в письме N 04-01/1931 от 09.04.2018, обязании Департамент предоставить право пользования участком недр на основании заявки N 08-01-02-4463/РГ от 19.10.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2019 года, заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое решение Департамента признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав общества путем предоставления спорного участка с корректировкой координат в части исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных на государственном балансе.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2019 года решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
АО "Росгео" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы и дополнении к ней общество ссылается на то, что пункт 1.7 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2006 N 583 (далее - Порядок N 583), должен рассматриваться во взаимосвязи с пунктом 1.4 этого же Порядка; на момент подачи обществом заявки в границах испрашиваемого участка недр отсутствовали запасы полезных ископаемых, учтенные государственным балансом;
к участкам недр федерального значения отнесено Чуктуконское месторождение, а не Чуктуконское рудное поле, и является лишь частью последнего; в нарушение части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не дали пояснений по вопросу восстановительной меры в виде корректировки координат участка недр; судами не исследован вопрос о возможности предоставления участка недр, содержащего прогнозные ресурсы, отдельно от участка недр, содержащего запасы полезных ископаемых категории С1 и С2, поставленных на государственный баланс; судами первой и апелляционной инстанции затронуты права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представители Департамента, ссылаясь на правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просили обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с Порядком N 583 письмом N 08-01-02-4463/РГ от 19.10.2017 направило в адрес Департамента заявочные материалы на получение права пользования недрами по объекту: "Поисковые и оценочные работы на редкоземельные и ниобиевые руды в пределах Чуктуконского рудного поля" на территории Богучанского района Красноярского края.
Письмом N 04-01/1931 от 09.04.2018 Департамент сообщил обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами на основании подпункта 1 пункта 5.7 Порядка N 583, поскольку, согласно сведениям, представленным Красноярским филиалом ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", в границах испрашиваемого участка оценены запасы категории С1 + С2 оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия и оценены прогнозные ресурсы по категории Р1.
Основанием для принятия указанного решения послужило решение комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр Департамента, оформленное протоколом N 7-2018КРР от 02.04.2018. Комиссия установила, что согласно экспертному заключению ВИМС от 12.12.2016 N 1692/3 на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных в 2014-2016 гг. по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт N 198 от 09.09.2014" созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оценочные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1.
На основании изложенного и учитывая информацию Красноярского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" о наличии в границах испрашиваемого участка запасов категории С1+С2, комиссия пришла к выводу о том, что право пользования недрами не может быть предоставлено в рамках главы V Порядка N 583.
Не согласившись с решением Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При первоначальном рассмотрении настоящего дела, удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводам об отсутствии у Департамента основания для отказа обществу в предоставлении права пользования недрами. При этом суды исходили из того, что общество при подаче заявки исключило из испрашиваемого участка недр площадь с координатами запасов категории С2, учтенных государственным балансом, на момент рассмотрения заявки иных данных о наличии поставленных на баланс запасов не имелось. Указывая в качестве восстановительной меры на предоставление испрашиваемого участка с корректировкой координат путем исключения из границ участка запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом категории С1, суды руководствовались тем, что запасы поставленные на государственный баланс (04.05.2018) позднее даты принятия оспариваемого решения от 09.04.2018, позволяют Департаменту предоставить земельный участок недр с учетом уточнения его границ (применительно к протоколу ГКЗ Роснедра от 04.05.2018) по заявке общества на получение права пользования недрами (геологическое изучение).
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, признал выводы судов о незаконности оспариваемого отказа постановленными без учета особенностей статуса лица, подавшего заявку, поскольку условия предоставления недр в пользование АО "Росгео", указанные в пункте 1.7 Порядка N 583, оценены судами не были. Также суд округа указал на преждевременность выводов судов о возможности предоставления обществу данного участка недр согласно главе V Порядка N 583 по решению Департамента, учитывая, что судами при принятии восстановительной меры не были проверены обстоятельства отнесения участка недр к недрам федерального значения.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость установить, относится ли указанный в заявке общества участок к участкам недр федерального значения, в каком порядке должен предоставляться такой участок федеральной геологической компании в пользование для геологического изучения недр; ответить на вопрос, исключает ли принятая судом восстановительная мера в виде корректировки координат участка недр данный участок из числа участков недр федерального значения, затрагивают ли соответствующие выводы суда по настоящему вопросу права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, в частности, Правительства Российской Федерации.
При новом рассмотрении, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований и признавая законным оспариваемый отказ Департамента, суды исходили из установленного статуса АО "Росгео" федеральной геологической компании, в отношении которых предусмотрен специальный порядок предоставления участков недр; несоответствия испрашиваемого обществом участка требованиям, предъявляемым к участкам, предоставляемым федеральным геологическим компаниям на основании Порядка N 583; невозможности применения восстановительной меры.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения (пункт 3 статьи 10.1 Закона о недрах).
Порядок N 583 регламентирует процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
Пункт 1.4 указанного Порядка связывает возможность предоставления в пользование хозяйствующим субъектам участков недр для их геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр с отсутствием на данном участке запасов, поставленных на государственный баланс.
Условия предоставления недр в пользование федеральным геологическим компаниям определены в пункте 1.7 Порядка N 583.
Абзацем 1 пункта 1.7 Порядка N 583 предусмотрено, что предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляется юридическим лицам, являющимся акционерными обществами, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, 100 процентов акций которых находятся в федеральной собственности, приоритетным направлением деятельности которых решением Президента Российской Федерации определено геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, в течение календарного года, для целей геологического изучения в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Порядка, на основании заявок федеральных геологических компаний без ограничения по количеству и площади, в соответствии с главой V настоящего Порядка.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие у АО "Росгео" статуса федеральной геологической компании.
В соответствии с настоящим пунктом федеральным геологическим компаниям подлежат предоставлению в пользование участки недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и которые не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (далее совместно именуемые - перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование), а также в отношении которых на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об их предоставлении в пользование или включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование (абзац 2).
Для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.7 настоящего Порядка, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральных геологических компаний, в числе прочего вместе с заявкой федеральной геологической компании необходимо предоставить предложения по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, описание этого участка недр; компания по собственной инициативе вправе представить сведения об отсутствии в границах данного участка недр запасов твердых полезных ископаемых (подпункты 7, 13 пункта 5.1, пункт 5.2 Порядка N 583).
В силу пункта 5.5 Порядка N 583 для получения сведений о соответствии участка недр требованиям настоящего Порядка Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляет запросы в соответствующие уполномоченные органы.
На основании пункта 5.7 Комиссия может отказать в приеме заявки в случае, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований.
Судами установлено, что АО "Росгео" 23.10.2017 подана заявка на основании главы V Порядка N 583 на получение права пользования участком недр "Чуктуконское рудное поле" в целях геологического изучения (поиск и оценка) редкоземельных и ниобиевых руд.
Из данной заявки следует, что для проведения работ АО "Росгео" определены границы и заявлена площадь в 20 966 кв. км геологического отвода, которые включают контуры Чуктуконского рудного поля, оцененных прогнозных ресурсов категории Р1; из границ геологического отвода исключена площадь запасов категории С2, учтенных на государственном балансе и утвержденных протоколом ГКЗ Роснедра N 1356 от 16.03.2007 - 0,094 кв. км.
Комиссия, принимая 02.04.2018 решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр, исходила из наличия в границах испрашиваемого обществом участка недр оцененных запасов металлов (оксидов ниобия, редкоземельных металлов, иттрия и скандия) категории С1, С2.
В ходе рассмотрения заявки общества комиссия установила, что согласно экспертному заключению ВИМС от 12.12.2016 N 1692/3 на окончательный геологический отчет о результатах и объемах работ, выполненных в 2014-2016 годах по объекту N 1521-3 "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край). Государственный контракт от 09.09.2014 N 198" созданная плотность сети выработок и степень изученности геологических, гидрогеологических, горнотехнических особенностей месторождения и технологических свойств руды соответствуют стадии поисков и оценки и позволяют квалифицировать оценочные запасы по категории С1 и С2, а локализованные прогнозные ресурсы по категории Р1.
При этом на момент рассмотрения заявки общества, как указывается в протоколе комиссии, отчет по объекту "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край)" с подсчетом запасов и ТЭО кондиций по Чуктуконскому рудному полю принят НТС Центрсибнедра (протокол от 20.12.2016) с хорошей оценкой и находится на экспертизе ГКЗ, по результатам рабочего заседания 30.03.2018 экспертной комиссией рекомендовано вынести отчет на пленарное заседание ГКЗ.
Протоколом заседания государственной комиссии по утверждению заключений государственной экспертизы запасов твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию N 5397-оп от 04.05.2018 комиссия утвердила запасы Чуктуконского редкоземельного ниобиевого месторождения (нераспределенный фонд недр). Запасы были учтены государственным балансом категорий С1, С2. Месторождение отнесено по сложности геологического строения ко 2-й группе, а по степени изученности - к оцененным.
Как следует из материалов на момент рассмотрения 02.04.2018 заявки общества у комиссии имелись данные о наличии оцененных запасов твердых полезных ископаемых категории С1, С2 в границах испрашиваемого участка недр "Чуктуконское рудное поле".
Выполнение геологического задания по объекту "Поисковые и оценочные работы на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край)" в полном объеме, нахождение материалов (отчета) на экспертизе ГКЗ для утверждения оцененных запасов и последующего их учета государственным балансом, указывающие на уже проведенное геологическое изучение спорного участка недр и наличие оцененных запасов в его в границах на момент рассмотрения заявки, правомерно расценено комиссией Департамента и судом апелляционной инстанции как свидетельствующие о невозможности предоставления заявленного участка недр на основании главы V Порядка N 583.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что утверждение запасов категории С1, С2 и признание месторождение оцененным по результатам поисковых и оценочных работ на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край) подтверждает отсутствие необходимости повторного геологического изучения подготовленного к промышленному освоению участка недр Чуктуконское рудное поле.
Довод заявителя о том, что такие запасы не были учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых на момент подачи заявки, при указанных выше обстоятельствах, не имеет правового значения, кроме того, положения пункта 1.7, подпункта 13 пункта 5.1 Порядка N 583 не содержат прямого указания об отсутствии в отношении участков недр подлежащих предоставлению федеральным геологическим компаниям данных о наличии запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с государственным балансом.
Вместе с этим, участок недр, содержащий Чуктуконское редкоземельное ниобиевое месторождение с запасами по категории С1 и С2, учтенными государственным балансом, признан судами относящимся к участкам недр федерального значения.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 2.1 Закона о недрах к участкам недр федерального значения относятся участки недр: содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года.
Такой участок недр, как обоснованно указано судами, в силу подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах может быть предоставлен только для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения на основании решения Правительства Российской Федерации по результатам проведенного аукциона на пользование недрами и не может быть предоставлен федеральной геологической компании, в том числе в соответствии Порядком N 583 как восстановительная мера.
Довод общества о том, что к участкам недр федерального значения относится Чуктуконское месторождение и не может быть отнесено все Чуктуконское рудное поле судом округа не принимается, учитывая, что испрашиваемый участок заявлен как единый включающий часть участка недр, содержащего Чуктуконское месторождение.
Также отсутствие запасов категории С1 и С2 в предусмотренном статьей 2.1 Закона о недрах перечне участков недр федерального значения не отменяет принадлежность участка недр, содержащего Чуктуконское месторождение, к недрам федерального значения, поскольку он соответствует критериям, установленным частью 4 статьи 2.1 Закона о недрах.
Суд округа находит несостоятельным довод общества о необходимости исключения Департаментом из испрашиваемого участка недр площади Чуктуконского месторождения с оцененными запасами по категории С1 и С2. Как правомерно указано судами, Порядок N 583 не предусматривает возможность корректировки Департаментом границ и площади испрашиваемого участка недр в представленной заявке и приложенных к ней документах.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что геологическим объектом, предоставляемым в пользование хозяйствующим субъектам, является не только часть участка с залегающими в ней запасами по категории С1 и С2, но и комплекс иных геологических характеристик, необходимых для разработки месторождения. Суд признал, что указывая на исключение из испрашиваемого участка недр части участка с оцененными запасами, заявитель неправомерно не учитывает прогнозные ресурсы категории Р1, действующее законодательство о недопущении выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах) и требования по рациональному использованию и охране недр (пункты 3, 5 части 1 статьи 23 Закона о недрах), а также совокупность факторов при формировании границ отвода участка недр в случае его предоставления для отработки хозяйствующему субъекту (статья 7 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 18 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 N 278, прогнозные ресурсы категории P1 учитывают возможность расширения границ распространения полезного ископаемого за контуры запасов C2 или выявления новых рудных тел полезного ископаемого на рудопроявлениях, разведанных и разведываемых месторождениях.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что границы участка недр не могут быть определены путем исключения участка по контуру запасов категории С1 и С2, поскольку указанное приводит к невозможности расширения границ распространения полезного ископаемого, исключает возможность лица, получившего право пользования на запасы, учтенные государственным балансом, на отработку прогнозных ресурсов категории Р1, являющихся флангом месторождения полезных ископаемых.
Учитывая установленные обстоятельства по результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, руководствуясь указанными выше правовыми положениями, суды обоснованно указали на отсутствие законодательной возможности предоставления обществу испрашиваемого участка недр в рамках главы V Порядка N 583, в связи с чем признали правомерным решение Департамента об отказе в предоставлении права пользования участками недр.
Довод общества о том, что судами первой и апелляционной инстанции затронуты права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле (Правительство Российской Федерации), суд округа не принимает, так как участок недр федерального значения в пользование общества представлен не был.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2020 года по делу N А33-15841/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа находит несостоятельным довод общества о необходимости исключения Департаментом из испрашиваемого участка недр площади Чуктуконского месторождения с оцененными запасами по категории С1 и С2. Как правомерно указано судами, Порядок N 583 не предусматривает возможность корректировки Департаментом границ и площади испрашиваемого участка недр в представленной заявке и приложенных к ней документах.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что геологическим объектом, предоставляемым в пользование хозяйствующим субъектам, является не только часть участка с залегающими в ней запасами по категории С1 и С2, но и комплекс иных геологических характеристик, необходимых для разработки месторождения. Суд признал, что указывая на исключение из испрашиваемого участка недр части участка с оцененными запасами, заявитель неправомерно не учитывает прогнозные ресурсы категории Р1, действующее законодательство о недопущении выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах) и требования по рациональному использованию и охране недр (пункты 3, 5 части 1 статьи 23 Закона о недрах), а также совокупность факторов при формировании границ отвода участка недр в случае его предоставления для отработки хозяйствующему субъекту (статья 7 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 18 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.12.2006 N 278, прогнозные ресурсы категории P1 учитывают возможность расширения границ распространения полезного ископаемого за контуры запасов C2 или выявления новых рудных тел полезного ископаемого на рудопроявлениях, разведанных и разведываемых месторождениях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2021 г. N Ф02-19/21 по делу N А33-15841/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-19/2021
19.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5335/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18
12.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3674/19
23.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1055/19
11.01.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15841/18