город Иркутск |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А19-757/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Рекламное Агентство Фаворит" Жарникова Е.В. (доверенность от 08.02.2018); Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Королёвой Д.В. (доверенность от 18.12.2018 N 505-70-21144/18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное Агентство Фаворит" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2019 года по делу N А19-757/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство Фаворит" (г. Иркутск, ИНН 3811162960, ОГРН 1123850050301, далее - ООО РА "Фаворит", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска, административный орган) о признании незаконными отказов в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций N 505-74-18983/18 от 14.11.2018, N 505-7421907/8 от 27.12.2018, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со щитом размером 3,0х 6,0-м (площадь информационных полей 36,0 кв. м) по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 127 (район техникума экономики и права Облпотребсоюза), рекламной конструкции с роллерным механизмом размером 2,7х3,7-м по адресу: г. Иркутск, пересечение ул. Карла Маркса, 38 и ул. Декабрьских Событий.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ КУМИ г. Иркутска N 505-74-18983/18 от 14.11.2018 в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения ООО "Рекламное Агентство Фаворит" на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со щитом размером 3,0 х 6,0 м (площадь информационного поля 36,0 кв. м) по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 127 (район техникума экономики и права Облпотребсоюза) как несоответствующий Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Суд обязал КУМИ г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2019 года решение суда от 07 марта 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО РА "Фаворит" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции N 505-7421907/8 от 27.12.2018 по адресу: г. Иркутск, пересечение ул. Карла Маркса, 38 и ул. Декабрьских Событий, а также в удовлетворении требований о способе устранения нарушения прав и законных интересов общества - выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права - Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 169-ФЗ), неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значения для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; полагает, что суды необоснованно смешали основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции - нарушение внешнего архитектурного облика и нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, являющегося самостоятельным основанием для отказа в силу пунктов 5, 15 статьи 19 Закона о рекламе.
В отзыве на кассационную жалобу КУМИ г. Иркутска считает судебные акты законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО РА "Фаворит" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель КУМИ г. Иркутска просила оставить судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО РА "Фаворит" обратилось в КУМИ г. Иркутска с заявлениями N 2718 от 25.09.2018 и N 3018 от 29.10.2018 о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: г. Иркутск, ул. Байкальская, 127 и ул. Карла Маркса, 38 и ул. Декабрьских событий.
Письмами N 505-74-18983/18 от 14.11.2018 и N 505-74-21907/8 от 27.12.2018 КУМИ г. Иркутска отказал обществу в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании пункта 15 статьи 19 Закона о рекламе, сославшись на ответ Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска о том, что представленные для согласования постановочные эскизы не согласованы как нарушающие внешний архитектурный облик сложившейся застройки города; комитет также указал на несоответствие рекламной конструкции требованиям пунктов 5.1, 5.3 "ГОСТ 330272014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы".
Общество оспорило отказы в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Арбитражном суде Иркутской области.
Суды двух инстанций, признав отказ КУМИ г. Иркутска в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (письмо N 505-74-18983/18 от 14.11.2018) по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 127, незаконным как несоответствующий положениям Закона о рекламе, пришли к мотивированным выводам о том, что КУМИ г. Иркутска обоснованно отказал обществу в удовлетворении его требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (письмо N 505-74-21907/8 от 27.12.2018) по адресу ул. Карла Маркса, 38 и ул. Декабрьских событий.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены, вопреки доводам кассационной жалобы, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Как установили суды, правоотношения сторон по делу возникли в связи с отказом органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку вышеупомянутой рекламной конструкции.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе основанием для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является, в том числе нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Решением Думы г. Иркутска от 03.06.2013 N 005-20-470795/3 утверждены Правила размещения наружной рекламы на территории города Иркутска, устанавливающие единые для города Иркутска порядок и требования к размещению наружной рекламы, установке, эксплуатации рекламных конструкций и контролю за соблюдением этих требований. Правила приняты в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-градостроительного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Иркутске, эффективного использования имущества города Иркутска в целях размещения наружной рекламы.
Как верно признали суды, по смыслу Федерального закона N 169-ФЗ внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре; объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик застройки законом, не урегулированы.
Вместе с тем, согласно пункту 32 Правил размещения наружной рекламы на территории города Иркутска установка рекламных конструкций должна соответствовать требованиям: 1) размещения без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада, эстетическим качествам городской среды; 2) согласованности размещения нескольких рекламных конструкций в пределах фасада независимо от принадлежности объектов; 3) соответствия условиям восприятия (визуальная доступность, читаемость информации); 4) приоритету мемориальных объектов (мемориальных и памятных досок, знаков и т.п.); 5) безопасности для людей; 6) безопасности для физического состояния архитектурных объектов; 7) удобства эксплуатации и ремонта.
Пунктом 67 Правил размещения наружной рекламы на территории города Иркутска предусмотрено, что в границах зон охраны объектов культурного наследия, перечисленных в данном пункте, возможна установка следующих типов рекламных конструкций на территории зон охраны объектов культурного наследия: щитовые конструкции малого формата, афишные стенды и рекламные тумбы, светодиодные экраны, рекламные крышные конструкции, маркизы, транспаранты-перетяжки. При этом на территории зон строгого регулирования 1-го типа, к которым отнесены территории по адресам ул. К. Маркса, 49 и ул. Декабрьских Событий, 38, в качестве особого требования при установке щитовых конструкций малого формата предусмотрено: "Кроме ул. К. Маркса".
В пункте 31 главы 4 названных Правил указано, что рекламные конструкции не должны нарушать: - требования законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, их охране и использовании, нарушать восприятие объектов культурного наследия, их архитектурный облик, фасадную композицию и целостность восприятия.
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденным постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-3007/11 от 26.12.2011, Департаментом потребительского рынка КУМИ г. Иркутска 07.11.2018 направлен в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска пакет документов, представленный ООО "РА Фаворит" в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса и ул. Декабрьских Событий, для оценки возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции.
В ходе осуществления процедуры согласования постановочного эскиза спорной рекламной конструкции, подготовки схемы ее установки было установлено, что рекламная конструкция, планируемая к размещению обществом, располагается в зоне строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (1 типа), а также в границах территории исторического поселения, имеющего особое значение для истории и культуры Иркутской области, г. Иркутска.
Согласно постановлению администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254/па "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" к внешнему облику названной территории предъявляются повышенные архитектурно-художественные требования. В зонах с ограничениями по хозяйственной деятельности действуют ограничения по размещению рекламных конструкций (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления).
Как установили суды, рассматриваемая рекламная конструкция разработана без масштаба по отношению к окружающим объектам, застройке (рекламная конструкция имеет минимальное расстояние от фасада здания и нависает над тротуаром), без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице и не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы (рекламная конструкция перекрывает одну из видовых точек на объекты культурного наследия, расположенные по ул. Карла Маркса), что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды, нарушает общий неповторимый и уникальный характер застройки в границах территории исторического поселения.
Данные обстоятельства также подтвердил суду первой инстанции главный архитектор города Александров С.А.
Суды также учли, что рекламная конструкция предполагалась к размещению на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Декабрьских событий, недалеко от д. 49 по ул. Карла Маркса и д. 38 по ул. Декабрьских Событий.
Здание по ул. К. Маркса, 49 (Доходный дом Преловской А.К., конец XIX - начало XX в.), здание по ул. К. Маркса, 47 (Особняк Колыгиной. Место расположения Сибирской миссии Наркомата по иностранным делам и представительства Секретариата Коминтерна), здание по ул. Декабрьских Событий, 26 (Доходный дом Рейхбаума, середины XIX в.), здание по ул. Декабрьских Событий, 28 (Жилой дом середины XIX в.) отнесены к объектам культурного наследия регионального значения.
Исходя из приведённого правового регулирования, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к мотивированным выводам о том, что в результате установки рекламной конструкции по адресу: ул. Карла Маркса и д. 38 по ул. Декабрьских Событий будет нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что суды смешали основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций - нарушение внешнего архитектурного облика с другим самостоятельным основанием для отказа (пункты 5, 15 статьи 19 Закона о рекламе) - нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, проверены.
Как видно из материалов дела, на ул. К. Маркса в г. Иркутске вблизи предполагаемого места размещения рекламной конструкции находятся четыре объекта культурного наследия регионального значения, в связи с чем суды верно отметили, что размещение рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик этих объектов культурного наследия, а также целостность историко-культурной среды города, создаст фон для неблагоприятного восприятия четырех объектов культурного наследия.
Следовательно, материалами дела подтверждено, что размещение спорной рекламной конструкции нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки города, в данном случае, включающий в себя и объекты культурного наследия.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не установлено. Другие доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 марта 2019 года по делу N А19-757/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно признали суды, по смыслу Федерального закона N 169-ФЗ внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре; объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик застройки законом, не урегулированы.
...
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что суды смешали основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций - нарушение внешнего архитектурного облика с другим самостоятельным основанием для отказа (пункты 5, 15 статьи 19 Закона о рекламе) - нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, проверены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф02-4118/19 по делу N А19-757/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4118/19
23.05.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2124/19
09.04.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2124/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-757/19