город Иркутск |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А69-3325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Тыва Шистеева В.В. (доверенность от 31.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2019 по делу N А69-3325/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года по тому же делу,
установил:
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" (далее - учреждение, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Тыва (далее - антимонопольный орган, Тывинское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N А64-19.5/18 от 06.11.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2019 года постановление N А64-19.5/18 от 06.11.2018 изменено в части штрафа, снижен размер административного наказания до 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года решение суда от 04 февраля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" ставит вопрос о проверке законности судебных актов; указывает на отсутствие оснований для привлечения учреждения к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) за неисполнение предписания антимонопольного органа; полагает, что суды неправильно применили нормы материального права - часть 1 статьи 4.5, часть 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, распространив годичный срок давности на привлечение учреждения к административной ответственности за неисполнение предписания контролирующего органа.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на правовые позиции, изложенные в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, считает, что учреждению было вменено нарушение против порядка управления, предусмотренное частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации; полагает двухмесячный срок давности привлечения к ответственности по части 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации пропущенным; просит судебные акты отменить, признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от 06.11.2018.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 05 ноября 2019 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01 ноября 2019 года произведена замена судьи Загвоздина В.Д. судьёй Ананьиной Г.В. Рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании 05.11.2019 представитель Тывинского УФАС России считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 05 ноября 2019 года до 10 часов 45 минут 12 ноября 2019 года, о чём сделано публичное извещение
В судебном заседании 12.11.2019 представитель Тывинского УФАС России поддержал ранее изложенную позицию.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Тывинского УФАС России от 22.08.2017 по делу N 04-06-08/02-10-17 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части установления монопольно высокой цены на услуги систематической дератизации нежилых помещениях в размере 60 рублей 67 копеек без учета НДС за 1 м2 на территории Республики Тыва, в отсутствие обоснованности и документального подтверждения расходов, учтенных при установлении указанной цены.
На основании решения от 22.08.2017 Тывинским УФАС России выдано предписание по делу N 04-06-08/02-10-17.
04.10.2018 должностным лицом Тывинского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении N А64-19.5/18, предусмотренном частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
По результатам рассмотрения административного дела 06.11.2018 руководителем Тывинского УФАС России вынесено постановление N А64-19.5/18, которым учреждение признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Оспариваемым постановлением учреждение привлечено к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Изменяя оспариваемое постановление антимонопольного органа в части размера назначенного учреждению наказания, Арбитражный суд Республики Тыва установил в действиях (бездействии) учреждения состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, принял во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств, социальную значимость субъекта ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Учреждение настаивало на том, что срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение учреждением предписания от 22.08.2017 составляет 2 месяца и истек к моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 06.11.2018.
Отклоняя доводы учреждения по указанному вопросу, суды двух инстанций установили, что выданное учреждению предписание от 22.08.2017 по делу N 04-06-08/02-10-17 подлежало исполнению в срок до 30.08.2018; предусмотренный статьей 4.5 КоАП Российской Федерации годичный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисленный с учетом положений статьи 51 Закона о защите конкуренции, на момент вынесения оспариваемого постановления от 06.11.2018 не истек и основания для привлечения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва" к административной ответственности, предусмотренной частью 2.2. статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, у антимонопольного органа имелись.
Между тем судами не было учтено следующее.
Суды неправомерно расценили вменяемое учреждению правонарушение как нарушение законодательства о защите конкуренции (часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции) и применили годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.03.2019 N 283-О, усматривается, что законодатель, предусмотрев в статье 19.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность за невыполнение законного предписания уполномоченного органа, отнёс данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа.
Учреждению по настоящему делу было предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; за данный вид нарушения антимонопольного законодательства установлена административная ответственность в статье 14.31 КоАП Российской Федерации (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Следовательно, федеральный законодатель разграничил два указанных самостоятельных состава административных правонарушений, в связи с чем в данном случае за административное правонарушение против порядка управления следовало применить двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации.
Суды установили, что срок исполнения предписания истекал 30.08.2018; учреждение было привлечено к административной ответственности 06.11.2018, то есть за пределами установленного срока.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако, судами неправильно применены нормы материального права, судебные акты на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении N А64-19.5/18 от 06.11.2018
Руководствуясь статьями 211, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 04 февраля 2019 по делу N А69-3325/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года по тому же делу отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении N А64-19.5/18 от 06.11.2018, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в отношении Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва (ОГРН 1051700509288, ИНН 1701037811).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.03.2019 N 283-О, усматривается, что законодатель, предусмотрев в статье 19.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность за невыполнение законного предписания уполномоченного органа, отнёс данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа.
Учреждению по настоящему делу было предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; за данный вид нарушения антимонопольного законодательства установлена административная ответственность в статье 14.31 КоАП Российской Федерации (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Следовательно, федеральный законодатель разграничил два указанных самостоятельных состава административных правонарушений, в связи с чем в данном случае за административное правонарушение против порядка управления следовало применить двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации.
...
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф02-4400/19 по делу N А69-3325/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4400/19
31.05.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1028/19
31.05.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1185/19
04.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3325/18