город Иркутск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А33-17305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Мозолькова Л.В., секретарь судебного заседания Шожун С.С.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Стебаковой Н.В. (доверенность от 19.07.2019).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2019 года по делу N А33-17305/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю (далее - отдел судебных приставов) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в принятии к исполнению постановлений о взыскании исполнительского сбора, изложенного в письме N 19-06-11/2888 от 24.04.2019.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам кассационной жалобы, суды сделали неверный вывод об обязанности органов федерального казначейства по исполнению постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); законодатель однозначно и чётко установил, что органы федерального казначейства осуществляют свои функции по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ только на основании судебных актов (статья 239 БК РФ); взыскание исполнительского сбора является штрафной санкцией, а согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17 мая 2007 года N 31, порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетных учреждений штрафов бюджетное законодательство не регулирует и взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов исключительно в судебном порядке не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Отдел судебных приставов и МТУ Росимущества о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отдел судебных приставов направил в управление постановление N 24097/16/782387 от 07.12.2016 о взыскании с МТУ Росимущества исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства N 5534/16/24097.
Письмом N 19-06-11/2888 от 25.04.2019 управлением отказано в принятии к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора.
Не согласившись с указанным отказом, отдел судебных приставов оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у управления правовых оснований для отказа в принятии к исполнению постановлений о взыскании исполнительского сбора.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава-исполнителя, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 7, пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Из пунктов 18, 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" следует, что организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ). Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Исключение из установленного пунктом 1 статьи 242.4 БК РФ правила предъявления исполнительных документов в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета, установлено только пунктом 12 статьи 242.4 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Из статей 105, 112 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как обоснованно установлено судами, а настоящем случае должником по исполнительному документу являлось территориальное управление государственного (федерального) органа исполнительной власти; счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации у должника не открыто, иного ни управлением, ни самим должником не доказано.
Следовательно, исполнительный документ - постановление о взыскании исполнительского сбора правомерно был предъявлен в орган, осуществляющий в соответствии с положениями БК РФ открытие и ведение лицевого счета МТУ Росимущества; иной порядок исполнения бюджетополучателем постановлений судебного пристава-исполнителя, признаваемых федеральным законодателем исполнительными документами, положениями БК РФ не установлен, право самостоятельно осуществлять исполнительские действия и обращать взыскание на средства бюджета по долгам бюджетополучателя службе судебных приставов не представлено.
Поскольку нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ, а законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями, управление обязано принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, являющееся исполнительным документом, если должник является бюджетным учреждением и не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что, не установив наличие указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ оснований для возврата исполнительного документа, управление обязано было принять к исполнению в порядке главы 24.1 БК РФ предъявленный к счету бюджетополучателя - МТУ Росимущества исполнительный документ - постановление о взыскании исполнительского сбора и совершить действия по обеспечению исполнения, предусмотренные статьей 242.3 БК РФ.
Следовательно, оспариваемый отказ управления в принятии к исполнению постановления судебного пристава - исполнителя, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должников по исполнительному производству от мер принудительного воздействия.
Иное толкование управлением положений бюджетного законодательства и законодательства об исполнительном производстве не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2019 года по делу N А33-17305/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ, а законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями, управление обязано принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, являющееся исполнительным документом, если должник является бюджетным учреждением и не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что, не установив наличие указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ оснований для возврата исполнительного документа, управление обязано было принять к исполнению в порядке главы 24.1 БК РФ предъявленный к счету бюджетополучателя - МТУ Росимущества исполнительный документ - постановление о взыскании исполнительского сбора и совершить действия по обеспечению исполнения, предусмотренные статьей 242.3 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2019 г. N Ф02-6554/19 по делу N А33-17305/2019