город Иркутск |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А19-30825/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска - Переваловой Д.В. (доверенность от 16.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Искандер Анжелики Викторовны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года по делу N А19-30825/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Искандер Анжелика Викторовна (ОГРНИП 310382704000017, ИНН 381016785330, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - комитет) о признании незаконными отказов о не включении мест в схему размещения нестационарных торговых объектов N 505-74-79692/8 от 26.11.2018, N 505-74-19688/8 от 26.11.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, судебные акты являются незаконными и необоснованными, приняты с нарушением норм материального права; суды при рассмотрении дела неверно применили главу V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку в данном случае регулирование должно осуществляться на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ); утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО), а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы.
В представленном отзыве комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель комитета поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между комитетом и ООО "Салар" был заключен договор аренды земельного участка N 435-ВС от 19.03.2007, по условиям которого последнему был предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, в районе ост. "Лисиха", площадью 36 м2. Цель использования земельного участка: установка и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений. Тип временного сооружения: павильон. Специализация временного сооружения: торговля цветами.
Срок действия договора аренды N 435-ВС от 19.03.2007 установлен с 01.03.2007 по 01.02.2008 (пункт 1.5. договора).
Дополнительным соглашением (А) от 03.05.2007 к договору аренды N 435-ВС от 19.03.2007 арендатор в лице ООО "Салар" изменен на индивидуального предпринимателя Ларионову Ирину Викторовну. Ларионова Ирина Викторовна переменила фамилию на Матвееву, впоследствии переменила фамилию и имя на Искандер Анжелику (свидетельства о перемене имени серии I-СТ N 520635 от 26.09.2016, о перемени имени серии I-СТ N 520667 от 07.12.2016).
Дополнительным соглашением (Д) к договору аренды N 435-ВС от 19.03.2007 от 01.02.2008 срок действия названного договора аренды продлен на 11 месяцев.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора аренды N 435-ВС от 19.03.2007 арендодатель вправе в одностороннем порядке досрочно отказаться от исполнения договора, договор считается расторгнутым по истечении 30 дней со дня получения извещения о расторжении договора.
Предпринимателю принадлежит НТО, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, в районе ост. "Лисиха", площадью 36 м2.
Также предпринимателю принадлежит НТО, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, в районе ост. "7 микрорайон", площадью 10 м2.
Согласно доводам предпринимателя, между ним и комитетом на основании распоряжения N 726-03-1896/9 от 15.08.2007 был заключен договор N 438-ВС от 12.03.2009 о предоставлении в аренду под размещение НТО земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, в районе ост. "7 микрорайон", площадью 10 м2.
Предпринимателем в комитет поданы заявления о включении мест по вышеуказанным адресам в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема НТО), расположенных на территории г. Иркутска.
Комитет письмом N 505-74-19692/8 от 26.11.2018 во включении объекта по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, ООТ "Лисиха" в схему НТО отказал в связи с тем, что договор на размещение указанного НТО был расторгнут, действующей схемой НТО не предусмотрено размещение объекта по данному адресу, включение объекта в схему НТО по данному адресу нецелесообразно в связи с достижением норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Комитет письмом N 505-74-19688/8 от 26.11.2018 во включении объекта по адресу: г. Иркутск, Ярославского, в районе ост. "7-й микрорайон" в схему НТО отказал в связи с тем, что договор на размещение указанного НТО никогда не заключался, действующей схемой НТО не предусмотрено размещение объекта по данному адресу, включение объекта в схему НТО по данному адресу нецелесообразно в связи с достижением норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Не согласившись с указанными отказами комитета, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказы N 505-74-79692/8 от 26.11.2018, N 505-74-19688/8 от 26.11.2018 во включении мест размещения принадлежащих предпринимателю НТО в схему НТО соответствуют закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы предпринимателя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда, признав их законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1 и 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-3192/11С от 30.12.2011 утверждена схема размещения на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Как правильно указано судами, из анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в главе V.6 ЗК РФ установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них НТО: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Однако это не означает, что реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком. Схема определяет потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме. Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного НТО.
Следовательно, отсутствие действующего договора аренды земельного участка (либо договора на размещение нестационарного торгового объекта) свидетельствует о незаконном размещении НТО, принадлежащих предпринимателю, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом сама по себе схема размещения НТО не содержит информацию о конкретных НТО или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Схема размещения НТО является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются владельцами и эксплуатируют их (в частности, таково содержание схемы, утвержденной в городе Иркутске постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-3192/11С от 30.12.2011).
Судами обоснованно установлено и следует из материалов дела, что предупреждением N 505-71-13989/9 от 23.11.2009 комитет уведомил предпринимателя о расторжении договора N 435-ВС от 19.03.2007 и потребовал освободить земельный участок до 04.03.2010. Данное предупреждение получено лично предпринимателем, что подтверждается почтовым уведомлением от 17.12.2009. Соответствующие доказательства не оспорены, не опровергнуты, об их фальсификации не заявлено. Следовательно, указанный договор считается расторгнутым.
Кроме того, относительно представленных в обоснование правомерности размещения НТО предпринимателя по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, в районе ост. "7 микрорайон", площадью 10 м2, распоряжения N 726-03-1896/9 от 15.08.2007 и договора аренды N 438-ВС от 12.03.2009 в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представителем комитета в порядке статьи 161 АПК РФ заявлено о фальсификации данных доказательств и после разъяснения судом участвующим в деле лицам уголовно-правовых последствий соответствующего заявления представитель предпринимателя согласился исключить доказательства, о фальсификации которых заявлено, из числа доказательств по делу.
С учетом изложенного, поскольку каких-либо надлежащих доказательств наличия иных договоров, предусматривающих использование земельных участков для размещения НТО или предоставляющих права на их размещение, участвующими в деле лицами не представлено, суды пришли к верному выводу об отсутствии у комитета правовых оснований для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих предпринимателю НТО по адресам: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, остановка "Лисиха" площадью 36 м2 и г. Иркутск, ул. Ярославского, в районе ост. "7 микрорайон", площадью 10 м2.
При этом, как правильно указано судами, направление в адрес предпринимателя расчетов платы и внесение ею платежей за пользование земельным участками, находящимися в муниципальной собственности, не может быть расценено в качестве доказательств наличия договорных отношений по аренде или по размещению НТО, а является в рассматриваемом случае платой за фактическое использование земельными участками по факту размещения на них НТО, поскольку отсутствие договорных отношений не освобождает предпринимателя от обязанности по оплате фактического пользования земельными участками.
Доводы предпринимателя о нарушении его прав оспариваемыми отказами со ссылкой на часть 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ также правомерно отклонены судами, так как отказ комитета во включении принадлежащих предпринимателю НТО объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов фактически не являлся пересмотром мест размещения НТО, в материалах дела отсутствуют доказательства правомерности нахождения спорных НТО по соответствующим адресам. Фактически самовольное, без каких-либо правовых оснований, размещение предпринимателем НТО само по себе не является установленным законом основанием для его включения в схему размещения нестационарных торговых объектов.
С учетом изложенного выводы судов о том, что отказы, выраженные в ответах от N 505-74-79692/8 от 26.11.2018, N 505-74-19688/8 от 26.11.2018, во включении мест размещения принадлежащих предпринимателю НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов соответствуют закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, являются правильными.
Доводы, изложенные предпринимателем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит определенных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2019 года по делу N А19-30825/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судами, из анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в главе V.6 ЗК РФ установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них НТО: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Однако это не означает, что реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком. Схема определяет потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме. Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного НТО.
...
Доводы предпринимателя о нарушении его прав оспариваемыми отказами со ссылкой на часть 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ также правомерно отклонены судами, так как отказ комитета во включении принадлежащих предпринимателю НТО объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов фактически не являлся пересмотром мест размещения НТО, в материалах дела отсутствуют доказательства правомерности нахождения спорных НТО по соответствующим адресам. Фактически самовольное, без каких-либо правовых оснований, размещение предпринимателем НТО само по себе не является установленным законом основанием для его включения в схему размещения нестационарных торговых объектов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф02-6132/19 по делу N А19-30825/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6132/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6132/19
27.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4576/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-30825/18