город Иркутск |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А58-815/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр социального обслуживания" - Атласова А.В. (доверенность от 29.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр социального обслуживания" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2019 года по делу N А58-815/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания N 16-1-19/8 от 11.01.2018 в части пункта 3, уменьшив сумму, которую необходимо восстановить в доход бюджета, до 2 540 320 рублей 02 копейки, пунктов 4, 5, 11, 22, пункта 16 в части взыскания с общественной организации "Школа третьего возраста г. Якутска" расходов на содержание площадей здания по адресу: г. Якутск, ул. Федора Попова 14/6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Борисова Евдокия Семеновна, общественная организация "Школа третьего возраста г. Якутска".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2018 года заявленные требования удовлетворены частично: недействительными признаны пункты 4, 11, 16 и 22 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2019 года решение суда от 27 августа 2018 года изменено. Признаны недействительными пункты 4, 11, 16 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018 как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации; апелляционный суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2019 года отменено в части отказа в удовлетворении требования учреждения о признании недействительным пункта 3 предписания N 16-1-19/8 от 11.01.2018. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции указано о необходимости исследования доводов учреждения по всем эпизодам, оспариваемым учреждением, и постановить выводы, отвечающие требованиям статьи 15 АПК РФ.
После повторного рассмотрения дела постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2019 года решение суда от 27 августа 2018 года в части отказа в признании пункта 3 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018 незаконным отменено. В данной части принят новый судебный акт. Пункт 3 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018 в части требований о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 15 209 рублей 83 копейки признан незаконным, как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконным пункта 3 предписания Министерства от N 16-1-19/8 11.01.2018 отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в обжалуемой части отменить, в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно доводам кассационной жалобы, при принятии судебного акта апелляционным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права - статьи 6, 15, 168, 268 АПК РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 2557 от 04.04.2014 "О порядке осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия) (далее - Указ N 2557), постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 315 от 15.09.2014 "Об утверждении Положения о министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" (далее - Положение N 315), Указ Главы республики Саха (Якутия) N 226 от 15.12.2014 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных автономных учреждения, созданных на базе имущества, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия), бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия)" (далее - Указ N 226).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт - без изменения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, по результатам проведенной проверки в отношении учреждения Министерством был составлен акт от 22.12.2017, из содержания которого следует, что учреждением за проверяемый период были допущены нарушения бюджетного законодательства.
По результатам проведенной проверки 11.01.2018 Министерством учреждению было вручено предписание N 16-1-19/18.
Данным предписанием учреждению предложено, в том числе: восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств, недопоступления доходов в бюджет в размере 11 508 847 рублей 56 копеек (пункт 3).
Учреждение, посчитав, что указанной части (за исключением суммы 2 540 320 рублей 02 копейки) предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным пункта 3 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018 в части требований восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 15 209 рублей 83 копейки и отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 315 Министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Министерство: осуществляет полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) (пункт 3.48); проводит плановые и внеплановые проверки, а также проводит в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановые и внеплановые ревизии и обследования (пункт 3.50); направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 3.51); принимает решение о применении бюджетных мер принуждения и применяет их в соответствии с главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.52).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Как следует из статьи 9.2 указанного закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2). Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8).
Пунктом 3 предписания учреждению предложено восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств, недопоступления доходов в бюджет в размере 8 953 317 рублей 71 копейки (за исключением суммы 2 540 320 рублей 02 копейки, которая учреждением не оспаривается, и 15 209 рублей 83 копейки, в отношении которой апелляционным судом удовлетворены требования учреждения), которая состоит из следующих сумм: 110 756 рублей, принятой в самостоятельное распоряжение от Якутской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в возмещение коммунальных расходов; 257 678 рублей 19 копеек, принятой в самостоятельное распоряжение от Благотворительного фонда поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") и от РООИ "Движение без барьеров" в возмещение коммунальных расходов; 5 660 798 рублей 04 копейки, принятой в самостоятельное распоряжение в возмещение коммунальных расходов; 16 216 рублей 40 копеек - суммы нецелевого использования бюджетных средств в нарушение части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 11 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 370 от 13.10.2015 и Соглашения N 03-0350-30 от 01.02.2017; 2 600 107 рублей 97 копеек - суммы нецелевого использования бюджетных средств в нарушение Соглашения N 03-0350-30 от 01.02.2017; 307 752 рублей 11 копеек - суммы нецелевого использования средств на финансирование обеспечения государственного задания в нарушение Соглашения N 03-035-039 от 23.01.2015.
Относительно сумм 110 756 рублей, 257 678 рублей 19 копеек и 5 660 798 рублей 04 копейки, принятых учреждением в самостоятельное распоряжение от иных лиц в возмещение коммунальных расходов, апелляционный суд, руководствуясь изложенными нормами права, поддержал выводы Министерства с оспариваемом предписании о перечислении их в бюджет Республики Саха (Якутия), поскольку суммы полученной платы за предоставление коммунальных услуг в части, превышающей расходы на оплату поставщикам полученных коммунальных услуг, не могут являться доходом учреждения и поступать в его распоряжение, так как соответствующие сумм получены не в связи с осуществлением уставной деятельности, для которой было создано данное учреждение.
Относительно суммы 2 600 107 рублей 97 копеек с учетом положений Соглашения N 03-0350-30 от 01.02.2017, апелляционный суд правильно признал нецелевым использование данных бюджетных средств на оплату коммунальных расходов по предоставленным гражданам жилым помещениям, в то время как именно граждане обязаны нести коммунальные расходы за предоставленные им коммунальные услуги; государственное задание, выданное учреждению, не предусматривало несение учреждением за счет полученных субсидий расходов на оплату коммунальных расходов по жилым помещениям, предоставленным в пользование гражданам.
Сумма 307 752 рублей 11 копеек обоснованно признана апелляционным судом нецелевым использованием бюджетных средств, полученных на финансирование обеспечения государственного задания, в нарушение положений Соглашения N 03-035-039 от 23.01.2015, поскольку была направлена учреждением на оплату обязательных платежей в бюджет по начисленной заработной плате из средств, полученных от приносящей доход деятельности; указанные денежные средства могли быть направлены на уплату обязательных платежей, при начислении заработной платы только из средств предоставленной субсидии по соответствующей статье расходов.
Сумма 16 216 рублей 40 копеек, полученная учреждением в связи с внесением нанимателями социального жилья коммунальных платежей и не перечисленная учреждением поставщикам коммунальных ресурсов, как правильно указал апелляционный суд, также подлежит перечислению в бюджет Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованным и правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения о признании недействительным пункта 3 предписания Министерства N 16-1-19/8 от 11.01.2018 в части суммы, которую необходимо восстановить в доход бюджета, в размере 8 953 317 рублей 71 копейки. Данные выводы основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при соблюдении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы учреждения о несогласии с выводами апелляционного суда проверены и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2019 года по делу N А58-815/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 предписания учреждению предложено восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств, недопоступления доходов в бюджет в размере 8 953 317 рублей 71 копейки (за исключением суммы 2 540 320 рублей 02 копейки, которая учреждением не оспаривается, и 15 209 рублей 83 копейки, в отношении которой апелляционным судом удовлетворены требования учреждения), которая состоит из следующих сумм: 110 756 рублей, принятой в самостоятельное распоряжение от Якутской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в возмещение коммунальных расходов; 257 678 рублей 19 копеек, принятой в самостоятельное распоряжение от Благотворительного фонда поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") и от РООИ "Движение без барьеров" в возмещение коммунальных расходов; 5 660 798 рублей 04 копейки, принятой в самостоятельное распоряжение в возмещение коммунальных расходов; 16 216 рублей 40 копеек - суммы нецелевого использования бюджетных средств в нарушение части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 11 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 370 от 13.10.2015 и Соглашения N 03-0350-30 от 01.02.2017; 2 600 107 рублей 97 копеек - суммы нецелевого использования бюджетных средств в нарушение Соглашения N 03-0350-30 от 01.02.2017; 307 752 рублей 11 копеек - суммы нецелевого использования средств на финансирование обеспечения государственного задания в нарушение Соглашения N 03-035-039 от 23.01.2015."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф02-7392/19 по делу N А58-815/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7392/19
07.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5672/18
16.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1964/19
31.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5672/18
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-815/18
26.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-815/18
27.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-815/18