город Иркутск |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А19-18892/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2019 года по делу N А19-18892/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Добежина Лилия Васильевна (ОГРНИП 304381033600097, ИНН 381000193441; далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской с заявлением к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация) с требованием о признании недействительным уведомления от 22.07.2019 N 505-70-14913/19 о демонтаже в принудительном порядке нестационарного торгового объекта (далее - НТО).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, факт законного размещения НТО подтверждается неоспоримыми доказательствами. Решение администрации о демонтаже киоска в принудительном порядке, выраженное уведомлением от 22.07.2019 N 505-70-14913/19, является незаконным и подлежит отмене. Обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права (статей 22, 26, 39.11, 39.39, 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 606, 607, 610, 619, 621, 422, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суды в нарушение части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не осуществили проверку постановления администрации г. Иркутска от 30 июня 2017 года N 031-06-639/7-1 о порядке выявления и демонтажа самовольно размещенных торговых объектов города Иркутска и уведомления от 22.07.2019 N 505-70-14913/19 о демонтаже в принудительном порядке киоска, не установили их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. Четвертый арбитражный апелляционный суд нарушил пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, поскольку не указал в постановлении мотивы, по которым не применил пункт 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункт 3.2.2. Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года.
Администрацией представлен отзыв на кассационную жалобу предпринимателя, из которого следует о ее согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией города (арендодатель) и предпринимателем Добежиной Л.В. (арендатор) 18.10.2007 заключен договор аренды земельного участка N 795-ВС, согласно пункту 1.1. которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20, площадью 6 кв.м., из земель населенных пунктов. Срок действия договора определен с 01.10.2007 по 31.08.2008 и был неоднократно продлен дополнительными соглашениями к договору аренды земельного участка до 31.12.2018 включительно.
Цель использования земельного участка: установка и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений.
Пунктом 2.2.2 договора от 18.10.2007 N 795-ВС предусмотрено право арендодателя досрочно отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору извещение (заказным письмом с уведомлением о вручении) о принятом решении и требовании освободить объект. По истечении 30 дней с момента направления арендодателем арендатору уведомления заказным письмом с уведомлением о вручении договор считается расторгнутым.
Администрация, руководствуясь пунктом 2.2.2 договора от 18.10.2007 N 795-ВС, направила в адрес предпринимателя уведомление от 13.07.2017 N 180-71-2957/17 об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке с предложением в срок до 21.08.2017 освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю администрации.
По результатам мониторинга территории Ленинского округа г. Иркутска 01.07.2019 главным специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска установлено, что по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 выявлен самовольно размещенный НТО - киоск по реализации мороженого, о чем составлен соответствующий акт.
08.07.2019 в адрес предпринимателя направлено уведомление N 505-70-13569/19 о выявлении факта самовольного размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 и о необходимости в срок до 14.07.2019 осуществить демонтаж вышеуказанного НТО в добровольном порядке. В противном случае администрацией будет осуществлен демонтаж самовольно размещенного НТО в принудительном порядке в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", с отнесением расходов по демонтажу на счет предпринимателя.
Согласно уведомлению от 22.07.2019 N 505-70-14913/19, направленного комитетом в адрес предпринимателя, на основании распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета от 22.11.2018 N 504-02-2080/18 "О демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, в районе дома N 20" с 10 часов 00 минут 01.08.2019 будет осуществлен демонтаж нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу:
г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 (киоск по реализации мороженого), в принудительном порядке.
Предприниматель Добежина Л.В., не согласившись с указанным уведомлением о демонтаже НТО, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности оспариваемого уведомления, отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения НТО на территории города Иркутска, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 37, 38, 42 Устава города Иркутска, постановлением администрации от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Порядок от 30.06.2017).
К самовольно размещенным относятся НТО, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка от 30.06.2017).
Согласно пунктам 8, 9 Порядка от 30.06.2017 каждый случай выявления комитетом самовольно размещенного НТО оформляется актом; комитет письменно уведомляет лиц, самовольно разместивших НТО, о его демонтаже. Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение НТО.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного НТО требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке, в связи с чем издается распоряжение и направляется (вручается) уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного НТО лицу, осуществившему самовольное размещение НТО (пункты 12, 13, 14 Порядка от 30.06.2017).
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением администрации от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (начало действия с 29.10.2018) (далее - Положение от 29.10.2018), предусмотрено размещение НТО в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места, заключаемого по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса) (пункты 6, 7).
Таким образом, на территории г. Иркутска НТО подлежат размещению в соответствии со схемой на основании договора аренды земельного участка (с 29.10.2018 - на основании договора на размещения НТО) с проведением публичных процедур.
Как обоснованно установлено судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, на период проведения комитетом установленной вышеизложенным Порядком от 30.06.2017 процедуры демонтажа принадлежащего предпринимателю НТО отсутствовал действующий договор аренды земельного участка (или договор на размещение нестационарного торгового объекта), поскольку договор аренды земельного участка N N 795-ВС от 18.10.2007, на основании которого установлен принадлежащий заявителю НТО по адресу Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20, расторгнут комитетом в одностороннем порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области, по делу N А19-31681/2018 предпринимателю отказано в признании незаконным отказа администрации в продлении действия договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан у дома N 20 площадью 6 кв. м с кадастровым номером 38:36:000009:125, выраженного в письме от 27.11.2018 N 505-74-19814/8, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
В этой связи суды правомерно признали, что в условиях отсутствия волеизъявления арендодателя на продление срока договора аренды (либо заключения договора на размещение НТО) спорный торговый объект находился на земельном участке незаконно.
Доводы предпринимателя, оспаривающие данный вывод со ссылкой на то, что место размещения принадлежащего ему НТО на спорном земельном участке было включено в Схему размещения временных сооружений на территории г. Иркутска, правомерно были отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком. Схема определяет потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на осуществление деятельности на месте, указанном в этой схеме.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Положением от 29.10.2018 размещение НТО (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места. Предоставление права на размещение НТО должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, а именно по результатам торгов и с заключением соответствующего договора.
Принимая во внимание, что комитетом оспариваемое уведомление вынесено в пределах его компетенции и с соблюдением установленной Порядком от 30.06.2017 процедуры, при этом предпринимателем не представлены надлежащие доказательства наличия права на использование земельного участка с учетом прекращения арендных отношений с администрацией, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для использования предпринимателем земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20, и наличии установленных законодательством оснований для его освобождения от принадлежащего заявителю НТО.
При таких обстоятельствах уведомление администрации N 505-70-14913/19 от 22.07.2019 о принудительном демонтаже НТО соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 октября 2019 года по делу N А19-18892/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
...
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2020 г. N Ф02-1012/20 по делу N А19-18892/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1012/20
11.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4744/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18892/19
11.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4744/19