город Иркутск |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А10-4844/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эбауэр С.Ф.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья - Залужная Е.В., секретарь судебного заседания - Гомбоева О.Д.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия - Жалсанова Баира Далаевича (доверенность от 9.01.2020 N 339/778, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года по делу N А10-4844/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Бурятия" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (далее - фонд) о признании недействительным акта N 1/2019-02 от 22.01.2019 (далее - акт N 1/2019-02) в части признанных нецелевыми расходами средств в сумме 1 370 292 рубля 69 копеек, признании незаконным требования N 1395 от 12.07.2019 (далее - требование N 1395).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, в рассматриваемом случае учреждением осознанно произведено расходование средств фонда не по целевому назначению; исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете не должно позволить учреждению избежать ответственности за использование не по целевому назначению средств фонда и последующего их возврата в его бюджет, что не может быть признано ошибкой в бухгалтерском учете; судами сделан неверный вывод о том, что фактическое восстановление учреждением на счете фонда использованных средств за счет иных средств исключает возможность перечисления спорных средств учреждением в бюджет, поскольку означает не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение в ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
В представленном отзыве учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи с несостоятельностью приведенных в ней доводов.
В порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ, судебное разбирательство отложено с 19 марта 2020 года до 21 апреля 2020 года на 12 часов 30 минут, о чем судом округа вынесено определение от 19 марта 2020 года.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ, в связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы управления отложено с 21 апреля 2020 года до 02 июля 2020 года на 12 часов 20 минут, о чем судом округа вынесено определение от 12 мая 2020 года.
В судебном заседании представитель фонда подтвердил правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа директора фонда N 447 от 26.12.2018 в отношении учреждения проведена плановая проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, в ходе которой установлено, что в нарушение положений, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2016 N 608 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 N 631 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Тарифными соглашениями об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2017 год от 09.01.2017, на 2018 год от 29.12.2017 учреждение допущено нецелевое использование средств фонда в общей сумме 6 201 128 рублей 83 копеек, о чем составлен акт N 1/2019-02.
Фондом в адрес учреждения выставлено требование N 206/1 от 06.02.2019, в котором главному врачу указано произвести восстановление нецелевого использования средств фонда на сумму 1 312 824 рублей 33 копеек и штрафных санкций на сумму 268 311 рублей 70 копеек в срок до 20.02.2019; устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое использование средств, нарушения в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления отчетности.
Учреждением 19.03.2019 в фонд представлена информация о мероприятиях по устранению выявленных нарушений, однако 12.07.2019 фондом вынесено требование N 1395 о восстановлении нецелевого использования средств фонда на сумму 1 312 824 рублей 33 копеек в срок до 26.07.2019, об устранении причин, вследствие которых допущено нецелевое использование средств, нарушений в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта и представления отчётности, прочих нарушений.
Не согласившись с актом N 1/2019-02 в части и требованием N 1395, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы учреждения.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК). Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно положениям части 2, пунктов 2, 12 части 7 статьи 34, части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), подпункта 8.12 пункта 8, подпункта 9.4 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н, пунктов 2, 17, 17.2, 23.3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, оспариваемые акт N 1/2019-02 и требование N 1395 вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Судами правильно установлены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании учреждением средств фонда. Данный факт не оспаривался учреждением, которое, однако, указало на то, что возврат спорной суммы в бюджет фонда является невозможным, поскольку на момент проверки данная сумма была восстановлена на счете средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Положениями статьи 38, части 1 статьи 147 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, то есть расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Учреждением не оспаривается факт, что в проверяемый период за счет средств фонда были проведены выплаты в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек, источником финансирования которых должны были стать средства бюджета, собственные средства учреждения.
Вместе с тем, судами обоснованно установлено, что спорные денежные средства в течение отчетного периода (до составления оспариваемого акта и вынесения оспариваемого требования) были восстановлены учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования в сумме, ранее списанной, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н.
Как правомерно указано судами, фактическое восстановление учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования использованных не по назначению средств за счет иных источников исключает возможность перечисления учреждением данных средств в бюджет фонда, поскольку означает не возврат их в соответствующий бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства конкретных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о доказанности фактического восстановления учреждением спорных денежных средств на счете средств обязательного медицинского страхования в отчетный период, что при отказе в удовлетворении требований в соответствующей части повлечет фактическое получение фондом спорных денежных средств в двойном размере.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные фондом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года по делу N А10-4844/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Учреждением не оспаривается факт, что в проверяемый период за счет средств фонда были проведены выплаты в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек, источником финансирования которых должны были стать средства бюджета, собственные средства учреждения.
Вместе с тем, судами обоснованно установлено, что спорные денежные средства в течение отчетного периода (до составления оспариваемого акта и вынесения оспариваемого требования) были восстановлены учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования в сумме, ранее списанной, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2020 г. N Ф02-892/20 по делу N А10-4844/2019