г. Чита |
|
11 декабря 2019 г. |
дело N А10-4844/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года по делу N А10-4844/2019 по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Бурятия" (ОГРН 1020300909980, ИНН 0323111068) к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 1020300968710, ИНН0323029832) о признании недействительным акта от 22.01.2019 N1/2019-02, о признании незаконным требования от 12.07.2019 N1395,
при участии в судебном заседании:
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия - Жалсанова Б.Д. - представителя по доверенности N 323/762 от 23.01.2019,
установил:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Бурятия" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (далее - фонд) с заявлением о признании недействительным акта от 22.01.2019 N 1/2019-02 в части признанных нецелевыми расходами средств в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек, о признании незаконным требования от 12.07.2019 N 1395.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года заявленное требование удовлетворено. Признан недействительным акт от 22.01.2019 N 1/2019-02 в части признанных нецелевыми расходами средств в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек, требование от 12.07.2019 N 1395, вынесенные фондом в отношении учреждения, как несоответствующие Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании".
На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, необоснованного, по доводам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако учреждение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя фонда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФОМС РБ от 26.12.2018 N 447 о проведении плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с утвержденной программой проверки в период с 09.01.2019 по 22.01.2019 в отношении в ГУАЗ Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Бурятия должностными лицами Фонда проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
В ходе проверки Фондом установлены нарушения законодательства по использованию средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2016 N 608 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 N 631 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2017 год от 09.01.2017, на 2018 год от 29.12.2017, выразившееся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 6 201 128 рублей 83 копеек, в том числе в 2017 году 1 389 737 рублей 72 копеек, в 2018 году- 4 811 391 рублей 11 копеек, о чём составлен акт проверки от 29.01.2019.
29.01.2019 учреждением представлены в Фонд возражения на акт проверки от 29.01.2019.
06.02.2019 должностным лицом ТФОМС РБ составлено заключение по акту плановой проверки от 22.01.2019 N 1/2019-02 в соответствии с которым, учреждению рекомендовано в соответствии с требованием Фонда произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств обязательного медицинского страхования, устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления отчетности, прочие нарушения.
Требованием от 06.02.2019 N 206/1 главному врачу учреждения указано произвести восстановление нецелевого использования средств ОМС на сумму 1 312 824 рублей 33 копеек и штрафных санкций на сумму 268 311 рублей 70 копеек срок до 20.02.2019; устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления отчетности, прочие нарушения.
19.03.2019 учреждение представило в Фонд информацию о мероприятиях по устранению выявленных нарушений.
12.07.2019 фондом в адрес учреждения вынесено требование N 1395 о восстановлении нецелевого использования средств ОМС на сумму 1 312 824 рублей 33 копеек в срок до 26.07.2019, об устранении причин, вследствие которых допущено нецелевое использование средств ОМС, нарушений в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учёта и представления отчётности, прочих нарушений.
Несогласие учреждения с актом проверки от 22.01.2019 N 1/2019-02 в части признанных нецелевыми расходами средств в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек требованием от 12.07.2019 N1395 явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого акта и требования правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В соответствии с пунктом 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, фонд, осуществляя проверку использования учреждением средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемые акт проверки и требование, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Не оспаривая по существу выводы фонда о нецелевом использовании средств ОМС, учреждение указывает на невозможность возврата спорной суммы в бюджет территориального фонда, поскольку на момент проверки данная сумма была восстановлена на счёте средств обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Нецелевое использование бюджетных средств в понимании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ в 2017-2018 годах медицинская организация находилась в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страховании (далее - ОМС) на территории Республики Бурятия, осуществляла свою деятельность в сфере ОМС на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями и, соответственно, обязана была использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную в рамках ОМС медицинскую помощь, в соответствии с программой ОМС, что предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона об ОМС и пунктом 5.10 "Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", форма которого утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н.
Как установлено при проведении проверки и не оспаривается медицинской организацией, в проверяемый период за счёт средств ОМС учреждением проведены выплаты в сумме 1 370 292 рублей 69 копеек, источником финансирования которых должны были являться средства бюджета, собственные средства медицинской организации.
Вместе с тем, данные денежные средства фактически восстановлены учреждением в добровольном порядке в 2018 году, следующим образом:
1) п/п N 3494 от 20.08.2018 г. на сумму 165 731,30 рублей; 2) п/п N 3493 от 20.08.2018 г. на сумму 71 027.70 рублей. Итого:236 759,00 рублей. |
Первоначальный платеж в сумме 236 759,00 рублей по договору N 18/04 ТМ-420 от 23.04.2018 с ООО "Техномедика" на поставку сейфа-холодильника произведен из средств ОМС (п/п N 1495 от 25.04.2019 на сумму 71 027.70 рублей, п/п N 2225 от 07.06.2019 на сумму 165 731,30 рублей). Впоследствии произведено восстановление средств с л/с 3002611,14400 (платные услуги) на л/ч 32026Ц14400 (средства ОМС) по п/п N 3494 на сумму 165 731.30 рублей и п/п N 3493 на сумму 71 027.70 рублей. Затем по заявкам на кассовый расход N 192 от 30.08.2018 на сумму 41 27,70 рублей и N 193 на сумму 165 731,30 рублей произошло восстановление расходов с лицевого счета 310261Д14400 (иные цели) на лицевой счет 300261Д14400 (собственные средства). Таким образом, сейф-холодильник приобретен из двух источников: 30 000,00 из собственных средств, 206 759,00 рублей из средств бюджета. |
1) заявка на кассовый расход N 333 от 20.12.2018 на сумму 96 051.6 рублей; 2) заявка на кассовый расход N 334 от 21.12.2018 на сумму 224 120.40 рублей. Итого: 320 172.00 рублей |
Оплата в сумме 320 172,00 руб. по договору с ООО "Роксан" на изготовление и монтаж изделий из алюминия (окна, двери) произведена из средств ОМС (п/п N 3091 от 24.07.2018 на сумму 96 051,60 руб., п/п N 3488 от 20.08.2018 на сумму 224120.40 руб.) Впоследствии произведено восстановление средств с л/с 3102611,14400 (иные цели) на л/с 32026Ц14400 (средства ОМС) по заявкам на кассовый расход N 333 от 20.12.2018 г. на сумму 96 051,6 рублей и заявке на кассовый расход N334 от 21.12.2018 г. на сумму 224 120,40 рублей. Итого общая сумма 320 172,00 рублей. |
заявка на кассовый расход N 329 от 20.12.2019 на сумму 471 919,84 рубля |
Оплата в сумме 471 919,84 руб. по договору с ООО СК "Монолит" на проведение подрядных работ осуществлена из средств ОМС (п/п N 3487 от 20.08.2018 на сумму 471 919.84 руб.). Впоследствии произведено восстановление средств с л/с 31026Ц14400 (иные цели) на л/с 32026Ц14400 (средства ОМС) по заявке на кассовый расход N 329 от 20.12.2018 на сумму 471 919,84 рубля. |
заявка на кассовый расход N 341 от 26.12.2018 на сумму 341 441.85 рублей. |
Оплата в размере 341 441.85 руб. по договору с ООО "Агрокитстрой" на проведение подрядных работ осуществлена из средств ОМС (п/п N 4380 от 02.10.18 на сумму 341 441,85 руб.) Впоследствии произведено восстановление средств с л/с 31026Ц14400 (иные цели) на л/с 32026Ц14400 (средства ОМС) по заявке на кассовый расход N 341 от 26.12.2018 на сумму 341 441,85 рублей. |
Довод фонда о том, что законодательно данный вид возврата денежных средств не предусмотрен, судом первой инстанции правомерно отклонён в силу следующего.
Исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. Предусмотренный данными нормативными актами порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете соблюден Больницей. Денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены на счет обязательного медицинского страхования в той же сумме, что и ранее были списаны.
Фактическое восстановление учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет иных средств исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Соответствующая позиция нашла своё отражение в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, Определение Верховного Суда РФ 9 от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659, Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N307- ЭС18-11075).
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о незаконности требования фонда, содержащееся в акте от 22.01.2019 N 1/2019-02, требовании от 12.07.2019 N 1395 в части возложения на учреждение обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в размере 1 370 292 рублей 69 копеек.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 октября 2019 года по делу N А10-4844/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4844/2019
Истец: ГУ здравоохранения Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Бурятия
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия