город Иркутск |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А33-27886/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славнефть-Красноярскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 февраля 2020 года по делу N А33-27886/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Славнефть-Красноярскнефтегаз" (ОГРН 1022402296465, ИНН 2464036561, далее - ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта) о признании незаконным и отмене постановления N 08-35 от 20.08.2019.
Определением Арбитражного суда Красноярского края в качестве соответчика привлечен Отдел (инспекция) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения о признании незаконным и отмене постановления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлияло на исход судебного разбирательства и привело к нарушению прав и законных интересов общества; для ГОСТ Р 55971-2014 установлен добровольный порядок применения; материалами дела не подтверждено нарушение требований к продукции и процессу выпуска нефти в обращение; паспорт качества нефти N 47 от 30.07.2019, оформленный в соответствии с Рекомендациями по метрологии Р 50.2.040-2004, содержит обозначение нефти по ГОСТ Р 51858; внесение иных сведений в указанный паспорт невозможно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа N 682 от 23.07.2019 административным органом в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1700 от 19.07.2019 "Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО "Транснефть", оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 N ДК-П9-4635.
В ходе проверки установлено нарушение, выразившееся в выпуске обществом в обращение нефти по ГОСТ Р 51858-2002 с нарушением положений пункта 4.2, пункта 5.1 ГОСТ Р 55971-2014, пункта 4.6 ГОСТ Р 51858-2002 в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта). По результатам проверки административным органом составлен акт проверки N 15/52 от 14.08.2019.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 35 от 15.08.2019 по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 20.08.2018 N 08-35 ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления в связи с доказанностью в действиях (бездействии) общества состава вменяемого правонарушения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (далее - ТР ЕАЭС 045/2017). Абзацем вторым преамбулы данного решения предусмотрено, что ТР ЕАЭС 045/2017 вступает в силу с 1 июля 2019 года.
Статьей 6 ТР ЕАЭС 045/2017 установлены требования к паспортам на нефть.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" предусмотрено, что документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ЕАЭС 045/2017, до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 года.
До принятия ТР ЕАЭС 045/2017 действовал ГОСТ Р 51858-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия, утвержденный и введенный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 08.01.2002 N 2-ст (далее - ГОСТ Р 51858-2002).
Указанный стандарт распространяется на нефти для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и экспорта.
Согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
В соответствии с пунктами 4.1-4.6 ГОСТ Р 51858-2002 при оценке качества нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды, совместное указание наименования которых составляет условное обозначение нефти.
Согласно пункту 1.6 ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета Союза Советских Социалистических Республик по стандартам от 07.08.1984 N 2776, каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Документ о качестве нефтепродуктов должен содержать данные, указанные в пункте 1.2, в том числе наименование нефтепродукта, марку, дату - месяц и год изготовления нефтепродукта, номер партии, нормы показателей качества и результаты испытаний нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией.
Также Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.03.2014 N 103-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 55971-2014 Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования (Переиздание) (далее - ГОСТ Р 55971-2014).
Данный стандарт распространяется на нефть и нефтепродукты и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты. Стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 55971-2014 документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт является паспортом.
Каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом (пункт 4.1 ГОСТ Р 55971-2014).
Содержание паспорта определено пунктом 4.2 ГОСТ Р 55971-2014.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой проверки административным органом выявлен факт выпуска обществом в обращение нефти с нарушениями требований ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014, а именно паспорта на нефть N N 1 - 26, оформленные в период с 30.06.2019 по 27.07.2019, в нарушение пункта 4.2, пункта 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 не содержат: адрес места производства; марку продукта и условное обозначение (при наличии); код ОКП; дату изготовления продукта; обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 указанные паспорта не заверены, отсутствует печати организации-изготовителя; в нарушение требований пункта 4.6 ГОСТ Р 51858-2002 марка и условное обозначение нефти в паспортах отсутствуют.
Руководствуясь указанными нормами, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали подтвержденным материалами дела нарушение обществом требований ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014 при оформлении паспортов в период с 30.06.2019 по 27.07.2019, обоснованно указали, что данное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ГОСТ Р 51858-2002 не содержит требований к оформлению паспорта нефти, правомерно был отклонен судебными инстанциями, учитывая, что ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ 1510-84 предусматривают сопровождение каждой партии документом о качестве. Иных документов о качестве партии нефти с отражением соответствующих сведений, кроме как паспортов на нефть, обществом представлено не было.
Отсутствие единой формы паспорта качества нефти для обязательного применения, вопреки мнению заявителя, не свидетельствует об отсутствии у юридического лица, выпускающего в обращение нефть, обязанности оформлять документы о качестве на нефть в соответствии с указанными требованиями национальных стандартов.
Исходя из части 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Судами учтено, что ГОСТ Р 51858-2002 самостоятельно был заявлен обществом при выпуске нефти в обращение, который в свою очередь содержит указание на необходимость оформления документа о качестве в соответствии с ГОСТ 1510-84. Учитывая положения Закона о стандартизации являются правильными выводы судов об обязанности общества по соблюдению требований ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ 1510-84.
Судами обоснованно был отклонен довод заявителя о том, что требования ГОСТ Р 55971-2014 не являются обязательными. Суды верно исходили из того, что указанный стандарт является действующим, и в рассматриваемом случае вмененные нарушения требований ГОСТ соответствуют целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, в силу чего указанные выше положения ГОСТ Р 55971-2014 также подлежат исполнению обществом.
Суд округа отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что паспорт качества нефти N 47 от 30.07.2019, оформленный в соответствии с Р 50.2.040-2004. Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов. Основные положения, принятыми и введенными в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 N 125-ст (далее - Рекомендации 50.2.040-2004), содержит обозначение нефти по ГОСТ Р 51858 и внесение иных сведений в указанный паспорт невозможно.
В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций 50.2.040-2004 данные Рекомендации распространяются на метрологическое обеспечение учета нефти (массы нефти) при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" и устанавливают основные положения данного метрологического обеспечения, а также порядок организации и ведения учета массы нефти при ее транспортировке.
Согласно пункту 5.4 Рекомендаций 50.2.040-2004 паспорт качества нефти, подлежащий оформлению в соответствии с приложениями к данным рекомендациям, оформляется лишь по результатам определения массы и значений показателей качества партии нефти при ее приеме и сдаче на приемосдаточный пункт.
Оформление паспорта N 47 30.07.2019 в соответствии с указанными Рекомендациями не свидетельствует о невозможности соблюдения обществом требований национальных стандартов при оформлении паспортов в период с 30.06.2019 по 27.07.2019 при выпуске партии нефти в обращение на территории Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд округа соглашается с выводами судов о доказанности Управлением наличия в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого правонарушения в связи с несоблюдением при выпуске в обращение нефти по ГОСТ Р 51858-2002 положений ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014 и не отражением в документах о качестве (паспортах) необходимых сведений, предусмотренных указанными стандартами, в том числе сведений, которые прямо предусмотрены ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ 1510-84 (марка и условное обозначение, дата изготовления продукта).
Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды правомерно установили наличие вины общества в совершении административного правонарушения. Как установлено судебными инстанциями, в рассматриваемый период обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению нарушенных норм и правил, устанавливающих порядок оформления документов о качестве, сопровождающих партию продукции выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих соблюдение или объективную невозможность соблюдения вышеуказанных правил и норм обществом не представлено.
В этой связи суды обоснованно признали доказанным административным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Судами установлена обоснованность квалификации настоящего деяния административным органом по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден порядок и срок привлечения к административной ответственности; установлено отсутствие оснований, исключающих производство по делу, и для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Учитывая вышеизложенное суды пришли к обоснованным выводам о законности и постановления административного органа.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Приведенные доводы кассационной жалобы повторяют позицию общества по спору, которая являлась предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 февраля 2020 года по делу N А33-27886/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды правомерно установили наличие вины общества в совершении административного правонарушения. Как установлено судебными инстанциями, в рассматриваемый период обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению нарушенных норм и правил, устанавливающих порядок оформления документов о качестве, сопровождающих партию продукции выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих соблюдение или объективную невозможность соблюдения вышеуказанных правил и норм обществом не представлено.
...
Судами установлена обоснованность квалификации настоящего деяния административным органом по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Также судами установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден порядок и срок привлечения к административной ответственности; установлено отсутствие оснований, исключающих производство по делу, и для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2020 г. N Ф02-3881/20 по делу N А33-27886/2019