город Иркутск |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А33-27046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бабак Д.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Щёлоковой О.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Блинцовой А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" Гладковой Ю.А. (доверенность от 01.01.2020, диплом).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2020 года по делу N А33-27046/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" (ОГРН 1028800000855, ИНН 7710007910, г. Красноярск; далее - АО "Востсибнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным предписания от 09.08.2019 N С17 Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта, Управление, административный орган); о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2019 N 08-36 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Востсибнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ), "ГОСТ Р 55971-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 103-ст; далее - ГОСТ Р 55971-2014), "ГОСТ Р 51858-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст, далее - ГОСТ Р 51858-2002), "ГОСТ 1510-84. Государственный стандарт Союза ССР. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение" (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1984 N 2776) (далее - ГОСТ 1510-84), неприменения "Р 50.2.040-2004. Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов. Основные положения" (приняты и введены в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.12.2004 N 125-ст; далее - Рекомендации Р 50.2.040-2004), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что общество не нарушало положения ГОСТ Р 51858-2002 и ГОСТ 1510-84, которые содержат требования к показателям качества нефти и методам испытаний и не содержат требований к оформлению паспорта качества нефти; из пунктов 1.2, 1.6 ГОСТ 1510-84 следует, что требования к документу о качестве не распространяются в отношении документа о качестве нефти, транспортировка которой осуществляется трубопроводным транспортом; форма документа о качестве не утверждена; ошибочным является вывод судов об обязательности формы паспорта, установленной ГОСТом Р 55971-2014, подлежащим применению на добровольной основе; в материалах дела отсутствуют доказательства, что общество принимало на себя публичное обязательство по соблюдению его требований; факт выпуска в обращение нефти с нарушением требований ГОСТа Р 55971-2014 отсутствует; в силу технологического процесса нарушить права приобретателя (потребителя) не представляется возможным, поскольку покупатель (потребитель) получает нефть, показатели качества которой могут значительно отличаться от показателей качества нефти, сданной обществом для транспортировки; кроме того, ПАО "Транснефть" в силу договора не является потребителем; передаваемые на реализацию партии нефти сопровождаются паспортами качества нефти, форма которых предусмотрена Рекомендациями Р 50.2.040-2004 и является обязательной в силу договора; единая форма паспорта качества нефти не установлена; судами не дана оценка актам приема-передачи и результатам отбора проб нефти, содержащим полные сведения о качестве нефти; предписание является неисполнимым, поскольку форма паспорта не может быть изменена обществом в одностороннем порядке, в предписании не указаны конкретные действия, которые необходимо совершить обществу для его исполнения; нарушения требований к продукции, процесса выпуска в обращение Управлением не установлено, следовательно, не доказано событие административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу СМТУ Росстандарта считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). СМТУ Росстандарта своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель АО "Востсибнефтегаз" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 сентября 2020 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы общества отложено на 29 октября 2020 года на 11 часов 20 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Востсибнефтегаз" является изготовителем нефти, осуществляет подготовку перед выпуском в обращение, контроль качества и передачу продавцу (выпуск в обращение) ПАО "Транснефть".
На основании приказа от 23.07.2019 N 681, во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 N ДК-П9-4635, приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.07.2019 N 1700, в отношении АО "Востсибнефтегаз" проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки соответствия осуществляемой деятельности требованиям статей 5-9, 12, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Федерального закона N 184-ФЗ, Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 89) (далее - ТР ЕАЭС 045/2017), ГОСТа Р 51858-2002, ГОСТа 31378-2009, ГОСТа 55971-2014.
В ходе анализа представленных обществом по запросу Управления паспортов качестве нефти N 417, N 418 от 28.07.2019, N 419, N 420 от 29.0.2019, N 421, N 422 от 30.07.2019 административным органом установлено:
- в нарушение пункта 8.1 ГОСТа Р 51858-2002, пункта 1.6 ГОСТа 1510-84 паспорта качества нефти не содержат нормы показателей качества нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД);
- в нарушение пунктов 4.2, 4.2.1 ГОСТа Р 55971-2014 паспорта качества нефти ПСП "Юрубчен" СИКН 1510 АО "Востсибнефтегаз" не содержат: юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; код ОКП, адрес и наименование испытательной лаборатории, дату изготовления продукта, номер партии, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний, номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия, место отбора пробы; табличная часть паспорта не содержит "значения показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации", "значения показателей по техническому регламенту (при наличии)";
- в нарушение пункта 5.1 ГОСТа Р 55971-2014 в паспортах качества нефти отсутствует печать организации-изготовителя.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.08.2019 N 17/54.
Обществу выдано предписание от 09.08.2019 N С17, которым на общество возложена обязанность в срок до 09.09.2019 устранить допущенные нарушения.
По факту нарушения обществом обязательных требований к продукции и процессам производства Управлением в отношении общества 14.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением СМТУ Росстандарта от 20.08.2019 N 08-36 АО "Востсибнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
АО "Востсибнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением об оспаривании данных предписания и постановления.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" принят ТР ЕАЭС 045/2017, который вступил в силу с 01.07.2019.
В то же время решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", а именно пунктом "а" пункта 1 предусмотрено, что документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ЕАЭС 045/2017, до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2021.
В этой связи, как установлено судами, проверка проводилась Управлением на соответствие требованиям государственных стандартов, которыми предусмотрены, в числе прочего, обязательные требования к продукции и оформлению документа о качестве.
В силу части 3 статьи 26 Федерального закона N 162-ФЗ применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Судами установлено, что в паспортах качества указано на обозначение нефти согласно ГОСТ Р 51858-2002 "1.1э.1.1". В договоре также установлено требование к показателям качества нефти в соответствии с ГОСТ Р 51858-2002. При этом названный ГОСТ не содержит оговорки о добровольном применении.
Согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 Нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
В соответствии с пунктом 1.6 "ГОСТ 1510-84. Государственный стандарт Союза ССР. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение" (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1984 N 2776) (далее - ГОСТ 1510-84) каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510-84 сопровождается паспортом.
Пункт 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 предусматривает перечень сведений, которые должен содержать паспорт.
Табличная часть паспорта должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому регламенту (при наличии); фактические значения показателей (пункт 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014).
Паспорт должен быть заверен собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за его оформление, и печатью организации-изготовителя (пункт 5.1 ГОСТ Р 55971-2014).
При условии, если изготовителем в спорных паспортах качества нефти применено обозначение государственного стандарта ГОСТ Р 51858-2002, требования указанного стандарта являются для изготовителя обязательными, следовательно, и во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510-84 также являются обязательными и подлежат исполнению в целях, указанных в части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ в период переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017.
Названное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 06 октября 2020 года N 309-ЭС20-14003, от 12 октября 2020 года N 309-ЭС20-14613.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о соответствии предписания от 09.08.2019 N С17 действующему законодательству и отсутствии нарушения законных прав заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что передаваемые на реализацию партии нефти сопровождаются паспортами качества нефти, форма которых, являющаяся обязательной в силу договора, предусмотрена Рекомендациями Р 50.2.040-2004, после введения ГОСТа Р 55971-2014 обязательный статус формы паспорта качества нефти (приложение "Ж" к Рекомендациям) не был изменен; единая форма паспорта качества нефти отсутствует, не могут быть приняты во внимание, так как в силу приведенных выше положений требования к содержанию паспорта качества нефти установлены законодателем и не могут быть изменены/устранены сторонами договора в силу своей императивности.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 55971-2014 паспортом на продукт признается документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
Кроме того, до разработки новой формы паспорта на нефть в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 045/2017 и введения ее в действие соответствующим нормативным актом требования национальных стандартов не утрачивают силу, что предусмотрено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию".
Доводы общества о неисполнимости предписания не могут быть учтены, поскольку на общество возложена обязанность совершить действия, прямо предусмотренные действующим законодательством.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2020 года по делу N А33-27046/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о соответствии предписания от 09.08.2019 N С17 действующему законодательству и отсутствии нарушения законных прав заявителя.
...
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 55971-2014 паспортом на продукт признается документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
Кроме того, до разработки новой формы паспорта на нефть в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 045/2017 и введения ее в действие соответствующим нормативным актом требования национальных стандартов не утрачивают силу, что предусмотрено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2020 г. N Ф02-4006/20 по делу N А33-27046/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4006/20
25.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1120/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27046/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27046/19