Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2020 г. N Ф02-4006/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А33-27046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания"): Гладковой Ю.А., представителя на основании доверенности от 01.01.2020 N ВСНК-49-20 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от административного органа (Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии): Гулевича П.Н., представителя на основании доверенности от 03.04.2020 N 82/20 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" января 2020 года по делу N А33-27046/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" (ИНН 7710007910, ОГРН 1028800000855, далее - заявитель, АО "Востсибнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган, СМТУ Росстандарта) о признании недействительным предписания от 09.08.2019 N С17, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.08.2019 N 08-36.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2020 года по делу N А33-27046/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Востсибнефтегаз" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- судом первой инстанции не принято во внимание, что ГОСТ Р 51858 и ГОСТ 1510-84 не содержат требования к оформлению паспорта нефти;
- вывод суда об обязательности формы паспорта, установленной ГОСТ Р 55971-2014 является ошибочным; утверждая ГОСТ Р 55971-2014 Росстандарт указал на добровольный характер его применения; форма паспорта, представленная в приложении "А" к ГОСТ Р 55971-2014, имеет статус "Справочное", является примерочной, а потому не могут применяться требования к обязательному ее применению;
- вывод суда первой инстанции о нарушении обществом прав и законных интересов приобретателя (потребителя), под которым понимается ПАО "Транснефть", является ошибочным;
- форма паспорта качества нефти устанавливается договором между собственником (производителем) нефти и ПАО "Транснефть" и регламентируется Рекомендациями по метрологии Р 50.2.040-2004;
- вывод суда в части применения решения Коллегии от 06.03.2018 N 36 не основаны на положениях этого документа.
СМТУ Росстандарта представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган доводы апелляционной жалобы не признал, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а также о повторном приобщении доказательства, имеющегося в материалах дела, приложенных к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием соответствующего ходатайства от заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа СМТУ Росстандарта от 23.07.2019 N 681 в отношении АО "Востсибнефтегаз" проведена внеплановая документарная проверка. Основанием для проведения проверки послужил приказ руководителя Росстандарта от 19.07.2019 N 1700 "Об организации и проведении внеплановых документарных проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО "Транснефть", оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющих собственных объектов добычи нефти", вынесенный во исполнение пункта 7 поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 05.06.2019 N ДК-П9-4635.
Копия приказа от 23.07.2019 N 681 с требованием представить необходимые документы получена заявителем 24.07.2019 вх.N 1-3423 (письмо от 24.07.2019 исх.N 08-16/327).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.08.2019 N 17/54, согласно которому выявлены следующие нарушения пункта 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. ОТУ", пункт 1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", пункты 4.2, 4.2.1, 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти 1.1э.1.1 по ГОСТ Р 51858-2002, а именно:
- паспорта качества нефти N 417, N 418 от 28.07.2019, N 419, N 420 от 29.0.2019, N 421, N 422 от 30.07.2019 не содержат "нормы показателей качества нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией";
- паспорта качества нефти N 417, N 418 от 28.07.2019, N 419, N 420 от 29.07.2019, N 421, N 422 от 30.07.2019 ПСП "Юрубчен" СИКН 1510 АО "ВОСТСИБНЕФТЕГАЗ" не содержат: юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; код ОКП, адрес и наименование испытательной лаборатории, дату изготовления продукта, номер партии, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний, номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия, место отбора пробы; табличная часть паспорта не содержит значения показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации, значения показателей по техническому регламенту (при наличии);
- в паспортах качества нефти N 417, N 418 от 28.07.2019, N 419, N 420 от 29.07.2019, N 421, N 422 от 30.07.2019 отсутствует печать организации-изготовителя.
По результатам проверки АО "Востсибнефтегаз" выдано предписание от 09.08.2019 N С17 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.09.2019.
12.08.2019 письмом N 08-16/360 административный орган уведомил генерального директора общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Письмо направлено по электронной почте.
14.08.2019 государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта, в присутствии представителя заявителя - Белоусова А.А. (доверенность от 01.01.2019 N ВСНК-7319), составлен протокол об административном правонарушении N 36.
14.08.2019 заявителю по электронной почте направлено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
20.08.2018 и.о. начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08-36, согласно которому АО "Востсибнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным предписанием и постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из части 1 статьи 28.3, пункта 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2004 N 246, Положения о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 N 2923, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствие представителя Белоусова А.А. (доверенность от 01.01.2019 N ВСНК-7319) надлежащим образом уведомлённого общества. В качестве доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалы дела представлено письмо от 12.08.2019 N 08-16/360.
Оспариваемое постановление составлено при надлежащем образом уведомлённом заявителе о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении определением от 14.08.2019.
Процедура привлечения к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдены, права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены. Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден (на момент вынесения оспариваемого постановления не истек).
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности, субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется наличием вины субъекта правонарушения.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, оценке соответствия. При этом данный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений (часть 1 статьи 1 Закона о техническом регулировании).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона о техническом регулировании под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с положениями части 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.
Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень.
Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии (N 89 от 20.12.2017) с 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию (ТР ЕАЭС 045/2017) далее Технический регламент.
20 июня 2019 г. официально опубликовано решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) N 101 от 18 июня 2019 г., утверждающее перечень нефти, подача таможенной декларации которой должна сопровождаться документом об оценке соответствия нормам ТР ЕАЭС 045/2017 "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию". Перечень состоит из одной группы продукции - нефть, подготовленная к транспортировке/использованию, идентифицированная кодом ТЫ ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 9. В роли документа, подтверждающего безопасность продукции, выступает паспорт изделия. Перечень подконтрольной продукции с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС подготовлен к началу действия регламента. Оформление паспорта на нефть является единственной формой подтверждения соответствия такой продукции. Это закреплено в статье 14 раздела VI регламента. Перед оформлением паспорта нефть проходит испытания с отбором проб собственной испытательной лабораторией или аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр.
Согласно п.1 Технического регламента, он разработан в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Объектом технического регулирования настоящего технического регламента является нефть, подготовленная к транспортировке и (или) использованию, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза (п.2 Технического регламента).
Технический регламент не распространяется на нефть, поставляемую на экспорт за пределы таможенной территории Союза, поставляемую по государственному оборонному заказу, находящуюся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также используемую изготовителем (производителем) нефти исключительно для собственных нужд (п.3 Технического регламента).
Согласно п.4 Технического регламента, для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, которые означают следующее:
"безопасность нефти" - состояние нефти, при котором отсутствуют недопустимые риски, связанные с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба;
"выпуск в обращение нефти" - первичный переход нефти от изготовителя (производителя) нефти к продавцу и (или) потребителю (в том числе отправка со склада изготовителя (производителя) нефти или отгрузка без складирования) или ввоз нефти с целью распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;
"изготовитель (производитель) нефти" - юридическое лицо, в том числе иностранное лицо, осуществляющее от своего имени добычу или добычу и реализацию нефти и ответственное за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется;
"нефть" - жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, подготовленная к транспортировке магистральным трубопроводом, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и (или) к использованию в качестве сырья на нефтеперерабатывающих и нефтехимических производствах;
"обращение нефти на рынке" - движение нефти от изготовителя (производителя) нефти к потребителю;
"партия нефти" - количество нефти, сопровождаемое одним документом о количестве (маршрутное поручение, или акт приема-сдачи нефти, или накладная на отгрузку, или коносамент) и одним паспортом;
"потребитель" - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие нефть;
"продавец (в том числе импортер)" - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся резидентом государства - члена Союза, осуществляющие реализацию нефти потребителю в соответствии с законодательством государства - члена Союза и ответственные за размещение на рынке Союза нефти и ее соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется;
"уполномоченное изготовителем (производителем) нефти лицо" - зарегистрированные в установленном законодательством государства - члена Союза порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем (производителем) нефти, в том числе с иностранным изготовителем (производителем) нефти, осуществляют действия от имени этого изготовителя (производителя) нефти при оценке соответствия и выпуске в обращение нефти на рынке Союза, а также несут ответственность за соответствие нефти требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
В силу п.5 Технического регламента, нефть, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 установлен переходный период до 01.01.2021 года, в течение которого не требуется оформление документа об обязательной оценке соответствия (паспорта) и наличие маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). До 01.01.2021 допускаются производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами при наличии документов об оценке соответствия.
Каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица, являющегося изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Нефть перед выпуском в обращение на рынке Союза подлежит оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая проводится в форме испытаний с оформлением паспорта.
Нефть, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Союза осуществляется перед выпуском нефти в обращение на рынке Союза. Единый знак обращения продукции на рынке Союза проставляется в паспорте.
Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 (ТР ЕАЭС 045/2017) установлено, что нефть перед выпуском в обращение на рынке Союза подлежит оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая проводится в форме испытаний с оформлением паспорта, содержащего следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица, являющегося изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Внеплановая документарная проверка проводилась с целью: оценки соответствия осуществляемой деятельности обязательным требованиям Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 (ТР ЕАЭС 045/2017), ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", ГОСТ 31378-2009 "Нефть. Общие технические условия", ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования".
Основным видом деятельности АО "Востсибнефтегаз" является добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях.
АО "Востсибнефтегаз" является изготовителем нефти, осуществляет подготовку перед выпуском в обращение, контроль качества и передачу продавцу (выпуск в обращение) ПАО "Транснефть".
Обществом публично заявлено и подтверждается проверенными паспортами на нефть о том, что продукция должна соответствовать требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Настоящий стандарт распространяется на нефти для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и экспорта. Положения стандарта являются обязательными к применению.
Раздел 8 ГОСТ Р 51858-2002 Правила приемки нефти гласит: Нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510. Отбор проб - по ГОСТ 2517.
Для проверки соответствия нефти требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.
Приемосдаточные испытания проводят для каждой партии нефти по следующим показателям: плотность; массовая доля серы; массовая доля воды; массовая концентрация хлористых солей; давление насыщенных паров (только при приеме и сдаче в системе трубопроводного транспорта).
При несоответствии любого из показателей требованиям настоящего стандарта или разногласиях по этому показателю проводят повторные испытания той же пробы, если она отобрана из пробоотборника, установленного на потоке, или повторно отобранной пробы, если она отобрана из резервуара или другой емкости.
Результаты испытаний считают окончательными и вносят в документ о качестве на данную партию нефти.
Нормативный документ, требований которого относится к содержанию и оформлению документа о качестве на нефть и нефтепродукты, является ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования".
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" настоящий стандарт распространяется на нефть и нефтепродукты (далее -продукты) и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты, стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом.
Пример формы паспорта приведен в приложении А к ГОСТ Р 55971-2014.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 паспорт должен содержать:
логотип компании и/или предприятия (при наличии);
наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства;
наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии);
номер паспорта;
наименование продукта, его марку и условное обозначение (при наличии);
обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту;
код ОКП;
дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости);
дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу;
место отбора пробы, номер емкости (при необходимости);
уровень наполнения (при необходимости);
размер (массу) партии;
дату проведения испытаний;
дату оформления паспорта;
номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия;
данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на соответствие требованиям ГОСТ 150 9001 и срок действия (при наличии);
табличную часть;
- заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний;
- дополнительную информацию для потребителей (при необходимости).
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014, табличная часть паспорта должна содержать:
наименование показателей;
обозначение нормативных документов на методы испытаний;
- значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации;
значение показателей по техническому регламенту (при наличии);
фактические значения показателей.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014, паспорт должен быть заверен собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за его оформление, и печатью организации-изготовителя.
При проведении внеплановой документарной проверки АО "Востсибнефтегаз" были исследованы все документы, полученные от юридического лица, а также пояснения по порядку осуществления контроля качества нефти перед выпуском в обращение и далее при передаче продавцу.
В ходе анализа предоставленных паспортов качества нефти 417, N 418 от 28 июля 2019 г., N 419, N 420 от 29 июля 2019 г., N 421, N 422 от 30 июля 2019 г. ПСП "Юрубчен" СИКН 1510 были установлены нарушения требований ТР ЕАЭС 045/2017 в части отсутствия места нахождения (адрес) юридического лица, являющегося изготовителем, номера партии, единого знака обращения на рынке, отсутствия нормативных значений показателей нефти, установленных в требованиях к показателям нефти согласно приложения к ТР ЕАЭС 045/2017 и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть.
Поскольку в настоящий момент для полного ввода в действие Технического регламента установлен переходный период до 01.01.2021 г., то проверка проводилась на соответствие требованиям государственных стандартов, которыми предусмотрены, в числе прочего, обязательные требования к продукции и оформлению документа о качестве.
Судом первой инстанции верно указано, что переходный период не может являться поводом для оформления изготовителем, продавцом сопроводительных документов о качестве нефти перед выпуском в обращение, выпуск в обращение и обращение нефти на рынке с информацией, вводящей в заблуждение продавца и потребителей.
В оформлении проверенных паспортов качества нефти 417, N 418 от 28 июля 2019 г., N 419, N 420 от 29 июля 2019 г., N 421, N 422 от 30 июля 2019 г. ПСП "Юрубчен" СИКН 1510 были установлены нарушения требований ГОСТ Р 51858 -2002 "Нефть. ОТУ", ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти 1.1э.1.1 по ГОСТ Р 51858-2002, а именно:
-в нарушение п. 8.1 ГОСТ Р 51858-2002, п.1.6 ГОСТ 1510-84 паспорта качества нефти N 417, N 418 от 28 июля 2019 г., N 419, N 420 от 29 июля 2019 г., N 421, N 422 от 30 июля 2019 г. не содержат "нормы показателей качества нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД)".
-в нарушение п. 4.2, п. 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014 паспорта качества нефти N 417, N 418 от 28 июля 2019 г., N 419, N 420 от 29 июля 2019 г., N 421, N 422 от 30 июля 2019 г. ПСП "Юрубчен" СИКН 1510 АО "ВОСТСИБНЕФТЕГАЗ" не содержат: "юридический адрес предприятия-изготовителя и адрес места производства; код ОКП, адрес и наименование испытательной лаборатории, дату изготовления продукта, номер партии, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний, номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия, место отбора пробы; табличная часть паспорта не содержит "значения показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации", "значения показателей по техническому регламенту (при наличии)";
- в нарушение п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 - в паспортах качества нефтиN 417, N 418 от 28 июля 2019 г., N 419, N 420 от 29 июля 2019 г., N 421, N 422 от 30 июля 2019 г. отсутствует печать организации-изготовителя.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510. В соответствии с п. 8.2 ГОСТ Р 51858-2002 отбор проб проводится - по ГОСТ 2517.
АО "Востсибнефтегаз" допустило выпуск в обращение на территории РФ нефти с нарушением требований п. 8.1 ГОСТ Р 51858 -2002 "Нефть. Общие технические условия", п. 1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", п. 4.2, п. 4.2.1, п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации.
АО "Востсибнефтегаз", как юридическое лицо, имело возможность и было обязано перед выпуском в обращение и при выпуске в обращение нефти обеспечить соблюдение ГОСТ Р 51858 -2002 "Нефть. Общие технические условия", ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования", однако не приняло всех зависящих от него мер.
Довод заявителя о том, что форма паспорта, представленная в приложении "А" к ГОСТ Р 55971-2014, имеет статус "Справочное", является примерочной, а потому не могут применяться требования к обязательному ее применению, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" разработан в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно п.12 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", безопасность нефти обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим техническим регламентом, а также требований других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
В силу п.13. Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", методы испытаний, проводимых при оценке соответствия нефти требованиям настоящего технического регламента, устанавливаются в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Основным видом деятельности АО "Востсибнефтегаз" является добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях. АО "Востсибнефтегаз" является изготовителем нефти, осуществляет подготовку перед выпуском в обращение, контроль качества и передачу продавцу (выпуск в обращение) ПАО "Транснефть".
С учетом изложенного, апелляционной инстанции приходит к выводу, что в силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применения положения ГОСТ Р 55971-2014 в настоящем случае обязательно.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности административным органом наличия факта выявленного нарушения требований п. 8.1 ГОСТ Р 51858 -2002 "Нефть. Общие технические условия", п. 1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", п. 4.2, п. 4.2.1, п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации.
Таким образом, из материалов дела следует, что в действиях (бездействии) заявителя усматривается наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения. Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались достаточные действия в целях соответствия топлива установленным требованиям (в т.ч. по массовой доли серы) - суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере установленной санкции - 50 000 рублей.
При этом, исходя из санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исследовав материалы дела, прямая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом обосновано применены положения пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении N 08-36 от 20.08.2019, вынесенного Сибирским межрегиональным территориальном управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Заявителем также заявлено требование о незаконности предписания от 09.08.2019 N С 17 административного органа.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции верно установил, что предписание выдано уполномоченным лицом должностного органа, что не оспаривается заявителем.
Как установлено выше, заявителем допущено нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 51858 -2002 "Нефть. Общие технические условия", п. 1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", п. 4.2, п. 4.2.1, п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации.
Административным органом заявителю выдано предписание от 09.08.2019 N С17 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.09.2019.
С суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и исполнимым, права и законные интересы общества не нарушает.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" января 2020 года по делу N А33-27046/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27046/2019
Истец: АО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4006/20
25.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1120/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27046/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27046/19