город Иркутск |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А78-527/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Новогородского И.Б.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девчата" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2020 года по делу N А78-527/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Девчата" (ОГРН 1067515005722, ИНН 7515006750; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - служба, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 16.01.2020 N 534-Н-А/П-19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что продавец-кассир, принявший решение о продаже алкогольной продукции, был наделен административно-хозяйственными обязанностями без занимаемой должности на основании должностных инструкций и приказа N 3 от 24.05.2019; действия общества должны быть квалифицированы по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ; по рассматриваемому правонарушению административным органом вынесено два постановления: 26.09.2019 о наложении административного штрафа в размере 50 000 рублей и 16.01.2020 о наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей.; контрольные мероприятия были проведены службой с нарушением: приказ N 30/ДК от 05.07.2019 составлен задним числом, мероприятия по наблюдению без взаимодействия с юридическим лицом проведены только 13.09.2019, то есть по истечении более двух месяцев после вынесения приказа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 288.2 указанного Кодекса в редакции, действующей с 13.12.2019, без вызова сторон и проведения судебного заседания с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 53, 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции по месту нахождения обособленного подразделения - магазина, расположенного по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, ул. Базарная, д. 26, на основании действующей лицензии лицензия N 75 МЕ 007840.
В ходе мероприятий по анализу данных, сформированных в Единой государственной автоматизированной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на территории Забайкальского края, на основании приказа N 30/ДК от 05.07.2019 службой установлен факт продажи обществом алкогольной продукции в общем количестве 18 бутылок в праздничный день - День молодежи (27.06.2019) в магазине, расположенном по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, ул. Базарная, д. 26.
На основании изложенного, службой в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 534-Н-А/П-19 от 18.09.2019 и вынесено постановление N 534-Н-А/П-19 от 16.01.2020, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного требования отказано по мотивам доказанности службой наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закона N 171-ФЗ) установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Статья 16 Закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Пунктом 9 статьи 16 указанного закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (абзац второй).
На территории Забайкальского края дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Законом Забайкальского края от 26.12.2011 N 616-ЗЗК "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Забайкальского краяN.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что на территории Забайкальского края не допускается розничная продажа алкогольной продукции в праздничные дни, в том числе День молодежи (27 июня).
Вопреки доводам общества о неправильной квалификации судами его действий, согласно пункту 17 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, нарушение установленных пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ запретов и ограничений следует квалифицировать именно по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что материалами дела достоверно подтверждается нарушение обществом предусмотренного пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 N 616-ЗЗК запрета продажи алкогольной продукции в праздничный день - День молодежи (27 июня).
Действия продавца по реализации алкогольной продукции являются действиями рядового работника, не предусматривающие какого-либо специального полномочия и необходимости принятия специальных решений. Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, наличие его вины в совершении административного правонарушения в любом случае не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, отсутствуют существенные нарушения процедуры административного производства.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судами не установлены. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Иные доводы общества не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы же кассационной жалобы, правомерно отклоненные судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2020 года по делу N А78-527/2020, рассмотренное в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам общества о неправильной квалификации судами его действий, согласно пункту 17 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, нарушение установленных пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ запретов и ограничений следует квалифицировать именно по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что материалами дела достоверно подтверждается нарушение обществом предусмотренного пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 N 616-ЗЗК запрета продажи алкогольной продукции в праздничный день - День молодежи (27 июня).
...
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также статьи 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судами не установлены. Административное наказание назначено обществу в пределах санкции предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф02-4389/20 по делу N А78-527/2020