город Иркутск |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А19-14606/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" города Иркутска на определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2020 года по делу N А19-14606/2020 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кириллов Максим Сергеевич (ОГРНИП 317385000109494, ИНН 381104478603, далее также - предприниматель Кириллов М.С., истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок" г. Иркутска (ОГРН 1033801013256, ИНН 3808000222, г. Иркутск, далее также - МУП "Центральный рынок", предприятие, ответчик) о признании заключенных с последним договора о предоставлении торгового места от 24.01.2020 N Р-000006203 и договора аренды от 27.12.2019 N Р-000006202 действующими, а также о признании за ним прав владения и пользования в отношении торгового места N 68 площадью 20,94 кв.м (договор от 24.01.2020 N Р-000006203) и торгового места N 450 площадью 119,5 кв.м (договор от 27.12.2019 N Р-000006202) на универсальном рынке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, 22.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена индивидуальный предприниматель Лялькина Алена Алексеевна.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 18 августа 2020 года по заявлению предпринимателя Кириллова М.С. приняты обеспечительные меры в виде объявления запрета МУП "Центральный рынок" и иным лицам препятствовать истцу, его работникам и представителям владеть и пользоваться указанными выше торговыми местами N 68 и N 450, в том числе препятствовать открывать, входить, находиться, использовать по назначению эти торговые места, осуществлять в них хозяйственную деятельность по ведению погрузо-разгрузочных работ, рубке мяса, принятию денежных средств от третьих лиц за ведение такой деятельности, размещать в торговых местах имущество, ограничивать подключение торговых мест к системам центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и энергопотребляющим устройствам.
На основании указанного определения выдан исполнительный лист от 19.08.2020 серии ФС 034096377 и впоследствии судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 13140/20/38052-ИП.
Не согласившись с определением о принятии обеспечительных мер от 18 августа 2020 года, МУП "Центральный рынок" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. При этом предприятие подало также в апелляционный суд заявление о приостановлении исполнительного производства, мотивировав его обжалованием указанного определения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года поданная предприятием апелляционная жалоба принята к производству, определением от 08 сентября 2020 года заявление о приостановлении исполнительного производства оставлено без рассмотрения.
Считая определение апелляционного суда от 08 сентября 2020 года об оставлении заявления без рассмотрения незаконным и необоснованным, МУП "Центральный рынок" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и приостановить исполнительное производство.
В обоснование доводов жалобы предприятие сослалось на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права и, как следствие, на ошибочность его выводов об отсутствии оснований для рассмотрения поданного заявления.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 13 октября 2020 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения апелляционным судом норм процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и указанным законом, полностью или частично в случае оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в силу пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При этом судам надлежит учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.
Право апелляционного суда приостановить исполнение судебного акта, обжалованного в этот суд (в случае, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения обжалуемого судебного акта либо предоставил встречное обеспечение), предусмотрено статьей 265.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, оставляя без рассмотрения поданное МУП "Центральный рынок" заявление о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного для целей исполнения обжалуемого определения о принятии обеспечительных мер от 18 августа 2020 года, апелляционный суд указал на отсутствие у него полномочий для такого приостановления.
Между тем, делая эти выводы, апелляционный суд не учел следующее.
В данной ситуации, исходя из обстоятельств, в которых было подано заявление (заявление подано одновременно с апелляционной жалобой на подлежащее исполнению определение), а также цели, которую преследовало предприятие (приостановить процесс исполнения обжалуемого судебного акта), указанное заявление должно было быть квалифицированно апелляционным судом как ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (тем более, что в тексте заявления предприятие ссылалось на упомянутую выше статью 265.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этой связи апелляционный суд должен был рассмотреть данное заявление и дать оценку изложенным в нем доводам на предмет определения наличия оснований для приостановления исполнения судебного акта.
Между тем, несмотря на изложенное, обжалуемое определение отмене не подлежит.
В частности, как следует из сведений, размещенных в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru), определением Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 года, вынесенным по заявлению МУП "Центральный рынок" и предпринимателя Лялькиной А.А., обеспечительные меры, принятые определением от 18 августа 2020 года, отменены, что является основанием для прекращения возбужденного исполнительного производства.
Кроме того, поскольку приостановление исполнения обжалуемого судебного акта производится на срок до окончания производства по рассмотрению соответствующей жалобы, при этом поданная предприятием апелляционная жалоба к настоящему времени рассмотрена (постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2020 года оставлена без удовлетворения), правовые основания для повторного рассмотрения настоящего заявления и принятия мер по приостановлению исполнения определения от 18 августа 2020 года отсутствуют.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое определение на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2020 года по делу N А19-14606/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В данной ситуации, исходя из обстоятельств, в которых было подано заявление (заявление подано одновременно с апелляционной жалобой на подлежащее исполнению определение), а также цели, которую преследовало предприятие (приостановить процесс исполнения обжалуемого судебного акта), указанное заявление должно было быть квалифицированно апелляционным судом как ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (тем более, что в тексте заявления предприятие ссылалось на упомянутую выше статью 265.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этой связи апелляционный суд должен был рассмотреть данное заявление и дать оценку изложенным в нем доводам на предмет определения наличия оснований для приостановления исполнения судебного акта.
Между тем, несмотря на изложенное, обжалуемое определение отмене не подлежит.
В частности, как следует из сведений, размещенных в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru), определением Арбитражного суда Иркутской области от 11 сентября 2020 года, вынесенным по заявлению МУП "Центральный рынок" и предпринимателя Лялькиной А.А., обеспечительные меры, принятые определением от 18 августа 2020 года, отменены, что является основанием для прекращения возбужденного исполнительного производства.
Кроме того, поскольку приостановление исполнения обжалуемого судебного акта производится на срок до окончания производства по рассмотрению соответствующей жалобы, при этом поданная предприятием апелляционная жалоба к настоящему времени рассмотрена (постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2020 года оставлена без удовлетворения), правовые основания для повторного рассмотрения настоящего заявления и принятия мер по приостановлению исполнения определения от 18 августа 2020 года отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф02-5528/20 по делу N А19-14606/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4569/20
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5528/20
30.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4569/20
14.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4569/20