город Иркутск |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А33-36072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Шевцовой Т.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новожиловой Т.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью "Антей" Булдакова А.Н. (доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2020 года по делу N А33-36072/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Антей" (ОГРН 1032402976891, ИНН 2466114222, далее - ООО "Антей", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) о признании незаконным отказа, выразившегося в неподготовке и незаключении с ООО "Антей" договора аренды вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 и оформленного письмом от 15.10.2019 N 28672-ги; об обязании Департамента в 10-дневный срок подготовить и передать для подписания ООО "Антей" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 N 762 от 28.09.2018 с учетом решения Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство транспорта Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю); министерство строительства Красноярского края, КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 года, заявленные требования удовлетворены, отказ Департамента от 15.10.2019 N 28672-ги признан незаконным. На Департамент возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и передать для подписания ООО "Антей" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 N 762 от 28.09.2018 с учетом решения Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Департамент указывает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с действующим законодательством; образование испрашиваемого земельного участка произведено в соответствии с приказом министерства строительства Красноярского края от 14.05.2019 N 148-о об отверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения автомобильной дороги; в соответствии с приказом министерства транспорта Красноярского края от 22.07.2019 N 3/59-Н земельный участок подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Красноярского края; на основании пунктов 17, 23, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации правовые основания для предоставления земельного участка в аренду отсутствуют.
ООО "Антей" в отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Третьими лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения на доводы кассационной жалобы, считает судебные акты не подлежащими отмене. Иные лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и ООО "Антей" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 762 от 28.09.2018, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300299:34, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, общей площадью 48 221 кв. м для использования в целях строительства производственно-складской базы. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019 срок аренды земельного участка установлен с 28.09.2018 по 28.09.2021.
Приказом министерства строительства Красноярского края от 14.05.2019 N 148-о утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450". Проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 7390 кв. м с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 площадью 48 221 кв. м с сохранением исходного в измененных границах.
В соответствии с приказом министерства транспорта Красноярского края от 22.07.2019 N 3/59-Н "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Красноярского края в целях реконструкции автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0-км 10 (в части км 1-км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450" часть земельного участка, площадью 7390 кв. м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 48221 кв. м +/- 55, адрес (местоположение): Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Красноярского края.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.11.2019 N КУВИ-001/2019-28315091 15.10.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:34 общей площадью 48 221 кв. м разделен на земельные участки:
с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 40 831 кв. м; с кадастровым номером 24:50:0300299:1641, общей площадью 7390 кв. м.
ООО "Антей", руководствуясь пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Департамент с заявлением от 14.09.2019 исх. N 140919-2А о подготовке и передаче для подписания обществу договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 от 28.09.2018 N 762.
Департамент письмом от 15.10.2019 N 28672-ги сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 24:50:0300299:1641 на основании подпунктов 17, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным отказом Департамента, полагая его нарушающим права и законные интересы, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований, при наличии которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (подпункт 17); если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят (подпункт 23).
Статьей 49 Земельного кодекса РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
При этом статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение письменного соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Непредставление правообладателем изымаемой недвижимости по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости подписанного соглашения, является основанием для обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу положений пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Как следует из материалов дела и установлено судами, часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 площадью 7390 кв. м из общей площади 48 221 кв. м, предоставленного обществу по договору в аренду сроком с 28.09.2018 по 28.09.2021, включена в проектную документацию по планировке территории, утвержденной для размещения линейного объекта регионального значения автомобильной дороги. В отношении указанной части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 в целях реконструкции автомобильной дороги министерством транспорта Красноярского края принято решение об его изъятии путем выкупа для государственных нужд Красноярского края. В связи с этим произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 на два земельных участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 общей площадью 40 831 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 общей площадью 7390 кв. м.
Включение в проектную документацию по планировке территории, принятие решения об изъятии части земельного участка, предоставление обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 для иных целей указано Департаментом в качестве основания отказа ООО "Антей" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641.
Вместе с тем судами установлено, что процедура изъятия земельного участка не завершена, соглашение об изъятии для государственных нужд не заключалось, государственная регистрация возникновения или перехода прав на изъятый земельный участок к соответствующему публично-правовому образованию не осуществлялась.
Также судами установлено, что договор аренды с ООО "Антей" не расторгался, и общество с заявлением о предоставлении нового земельного участка в Департамент не обращалось.
Согласно заявлению от 14.09.2019, общество, ссылаясь на установленный по договору аренды земельного участка срок по 27.09.2021, на основании пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ просило Департамент подготовить и передать для подписания договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34.
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Нормы пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, как и нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ направлены на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства.
Указанная позиция была сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 17 ноября 2015 года N 306-КГ15-8301.
Руководствуясь приведенными положениями земельного законодательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суды обоснованно указали на наличие у общества права на заключение на образованный участок договора аренды в силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ на прежних условиях. Иное в рассматриваемом случае свидетельствовало бы о возможности изъятия части земельного участка, используемого обществом по договору аренды, для государственных нужд в обход установленной процедуры.
С учетом установленных обстоятельств, суды мотивированно пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента противоречит положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка, основан на неверном толковании норм материального права, повторяет позицию Департамента, которая являлась предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получила правильную правовую оценку. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2020 года по делу N А33-36072/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Нормы пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, как и нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ направлены на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства.
...
С учетом установленных обстоятельств, суды мотивированно пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента противоречит положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф02-5909/20 по делу N А33-36072/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5991/2021
18.08.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4286/2021
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5909/20
01.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4202/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-36072/19