г. Красноярск |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А33-36072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Антей": Булдакова А.Н., представителя по доверенности от 09.01.2020 N 2020/1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" июля 2020 года по делу N А33-36072/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Антей" (ИНН 2466114222, ОГРН 1032402976891, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - ответчик) о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, выразившийся в неподготовке и незаключении с ООО "Антей" договора аренды вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 и оформленного письмом от 15.10.2019 N 28672-ги; об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в 10-дневный срок подготовить и передать для подписания ООО "Антей" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 от 28.09.2018 N 762 с учетом решения Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "03" июля 2020 года заявленные требования удовлетворены, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, оформленный письмом от 15.10.2019 N 28672-ги. признан незаконным, на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и передать для подписания обществу с ограниченной ответственностью "Антей" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 от 28.09.2018 N762 с учётом решения Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу NА33-7193/2019.
Не согласившись с указанным судебный актом, департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал следующее:
- оспариваемый отказ департамента мотивирован тем, что спорный земельный участок подлежит изъятию для государственных нужд Красноярского края в соответствии с приказом Министерства строительства Красноярского края от 22.07.2019 N 3/59-Н;
- образование испрашиваемого земельного участка произведено в соответствии с приказом Министерства строительства Красноярского края от 14.05.2019 N 148-о;
- на основании пунктов 17, 23, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации правовые основания для предоставления земельного участка в аренду отсутствуют.
ООО "Антей" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит ее оставить без удовлетворения.
Определением от 06.08.2020 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 28.08.2020.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определений о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, своих уполномоченных представителей не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Антей" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 28.09.2018 N 762, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300299:34, находящийся по адресу: г.Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, общей площадью 48 221 кв.м. с наложением на охранные зоны инженерных сетей канализации, на зоны с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дорога), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительства производственно-складской базы.
Земельный участок передан по акту приема-передачи 04.05.2011 по договору аренды от 04.03.2014 N 374.
В соответствии с решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019 срок аренды земельного участка установлен с 28.09.2018 по 28.09.2021.
Приказом министерства строительства Красноярского края от 14.05.2019 N 148-0 утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450".
Проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 7390 кв.м с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 площадью 48 221 кв.м с сохранением исходного в измененных границах.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Красноярского края от 22.07.2019 N 3/59-Н "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Красноярского края в целях реконструкции автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0-км 10 (в части км 1-км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450" часть земельного участка, площадью 7390 кв.м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 48221 кв.м +/- 55, адрес (местоположение): Российская Федерация, Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Красноярского края.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.11.2019 N КУВИ-001/2019-28315091 15.10.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:34 общей площадью 48 221 кв.м. разделен на земельные участки: с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 40 831 кв.м.; с кадастровым номером 24:50:0300299:1641, общей площадью 7390 кв.м.
Общество с ограниченной ответственностью "Антей", на основании пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 14.09.2019 исх. N 140919-2А (получено ответчиком 16.09.2019 вх.
N 21428 ги) о подготовке и передаче для подписания ООО "Антей" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 от 28.09.2018 N 762.
Письмом от 15.10.2019 N 28672-ги Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 24:50:0300299:1641, ссылаясь на подпункты 17, 23 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации: если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Полагая, что односторонний отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, оформленный письмом от 15.10.2019 N 28672-ги, является незаконными, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ от 15.10.2019 N 28672-ги Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 является незаконным, поскольку противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, учитывая следующее.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения (пункт 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 56.10 указанного Кодекса соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункт 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 8, 9 статьи 56.10 названного Кодекса правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В силу пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
По смыслу приведенных выше норм, использование земельного участка для государственных нужд возможно лишь после принятия полномочным органом решения об изъятии земельного участка, заключения с собственником земельного участка соглашения о его изъятии (либо вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка) и перехода к соответствующему публично-правовому образованию права собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом и ООО "Антей" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34, срок которого решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2019 по делу N А33-7193/2019 был установлен с 28.09.2018 по 28.09.2021.
Приказом Министерства строительства Красноярского края от 14.05.2019 N 148-0 утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450".
Министерством транспорта Красноярского края издан приказ от 22.07.2019 N 3/59-Н "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Красноярского края в целях реконструкции автомобильной дороги "Обход г. Красноярска км 0 - км 10 (в части км 1 - км 10) в Емельяновском районе Красноярского края. Реконструкция автомобильной дороги на участке км 5 + 500 - 8 + 450", согласно которому часть земельного участка, площадью 7390 кв. м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 48221 кв. м +/- 55, адрес (местоположение): Российская Федерация, Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Красноярского края.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 22.07.2019 N 3/59-Н был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34, в результате которого в ЕГРН были зарегистрированы земельные участки: с кадастровым номером 24:50:0300299:34, общей площадью 40831 кв.м.; с кадастровым номером 24:50:0300299:1641, общей площадью 7390 кв.м.
Из представленного в материалы дела отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю следует, что в отношении спорного земельного участка ограничения отсутствуют, так как заинтересованные лица не обращались за регистрацией сведений об изъятии части земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия выделенного земельного участка в соответствии с требованиями статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации не завершена, поскольку соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд не заключено.
ООО "Антей" обратился на основании пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 14.09.2019 исх. N 140919-2А (получено ответчиком 16.09.2019 вх. N 21428 ги) о подготовке и передаче для подписания ООО "Антей" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:1641 на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:34 от 28.09.2018N 762.
Письмом от 15.10.2019 N 28672-ги Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка 24:50:0300299:1641, ссылаясь на подпункты 17, 23 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации: если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Указанная норма направлена на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства.
Кроме того, норма пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, как и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что процедура изъятия выделенного земельного участка в соответствии с требованиями статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации не завершена, соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд не заключено, договор аренды исходного земельного участка с заявителем не расторгался, был продлен до 27.09.2024, пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Антей" требовании о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, оформленного письмом от 15.10.2019 N 28672-ги, как противоречащего положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушающего права заявителя на предоставление соответствующего возмещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы судом апелляционной инстанции, признаны несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права, изложенным выше.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционных жалоб не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" июля 2020 года по делу N А33-36072/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36072/2019
Истец: ООО "АНТЕЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Третье лицо: КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", Министерство строительства Красноярского края, Министерство транспорта Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5991/2021
18.08.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4286/2021
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5909/20
01.10.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4202/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-36072/19