город Иркутск |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А58-12810/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эбауэр С.Ф.,
при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Шамаева Т.С., секретарь судебного заседания Кривогорницына Т.А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителя Акционерного общества "Теплоэнергия" - Теселкина К.О. (доверенность N 061 от 18.08.2020, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Теплоэнергия" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2020 года по делу N А58-12810/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергия" (ОГРН 1181447006069, ИНН 1435332211, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - управление) о признании недействительным предписания N 08-02-416-19 от 26.11.2019 об устранении нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоэнергия+" (ОГРН 1161447060290, ИНН 1435310835, далее - ООО УК "Теплоэнергия+").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) не могут быть применены арбитражным судом в рамках рассматриваемого спора, поскольку указывают на оснащение приборами учета предоставления именно энергетических ресурсов, но не об оснащении приборами учета предоставления коммунальных услуг; законодательно на общество возложена обязанность только по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию приборов учета энергетического ресурса - тепловой энергии, а именно - общедомового прибора учета (далее - ОДПУ); установка и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Якова Потапова, д. 12, (далее - МКД) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) является прямой обязанностью исполнителя коммунальных услуг, а не поставщика коммунального ресурса; общество не является исполнителем коммунальной услуги по смыслу положений абзаца 7 пункта 2 Правил N 354; решение собственников помещений в МКД о переходе на прямые договоры с поставщиками услуг и внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) является незаконным, поскольку собственниками помещений МКД в целях заключения прямого договора с РСО должно быть принято решение о заключении договора о снабжении тепловой энергией в целях подогрева воды, необходимой для предоставления коммунальной услуги по отоплению; общество, являясь поставщиком ресурса - тепловой энергии (теплоносителя), не оказывает потребителям коммунальную услугу по отоплению, что относится к компетенции управляющей компании; факт того, что именно ООО УК "Теплоэнергия+" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, подтверждается договором о технологическом присоединении к системе теплоснабжения объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Я. Потапова в квартале 95 г. Якутска (1-я очередь)" от 02.05.2017, предусматривающим способ присоединения через индивидуальный тепловой пункт (далее - ИТП); в силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общество предоставляет коммунальный ресурс только до внешней границы стены МКД; поскольку ООО УК "Теплоэнергия+" является управляющей организацией, осуществляющей управление МКД и исполнителем коммунальной услуги по отоплению, обязанность по вводу в эксплуатацию ИПУ лежит именно на управляющей компании; письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) N 20237-ОГ/04 от 07.05.2018 "Об установлении тарифов на горячую воду" (далее - Письмо N 20237-ОГ/04 от 07.05.2018) подтверждает позицию общества о том, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в МКД и РСО договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
В представленном отзыве управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал требования кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с обращением ООО УК "Теплоэнергия+", содержащим информацию об отказе общества в постановке на учет ИПУ тепловой энергии, управлением на основании приказа N 01-09-3326-19 от 22.10.2019 в отношении общества проведена проверка фактов нарушения обязательных требований жилищного законодательства в отношении МКД, в результате которой выявлено нарушение обществом требований подпункта "у" пункта 31 Правил N 354.
Результаты проверки отражены в акте N 08-01-1263-19-Ж от 19.11.2019.
26.11.2019 обществу выдано предписание N 08-02-416-19, согласно которому необходимо в срок до 13.01.2020 осуществить по заявлению потребителей ввод в эксплуатацию установленных ИПУ тепловой энергии, даже если такие ИПУ по функциональным возможностям отличаются от ОДПУ, которым оснащен МКД, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенных в эксплуатацию ИПУ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенное управлением предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного предписания закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности его вынесения, наличия у органа надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, который вынес соответствующее предписание. Вместе с тем, указанные правила не освобождают лицо, обратившееся в арбитражный суд в защиту своих прав и законных интересов с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, от обязанности доказывания оснований своих требований.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Указа главы Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)", управление является уполномоченным органом по проведению проверок, а также выдаче предписаний при выявлении нарушений жилищного законодательства.
Подпунктом "у" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги обязан осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Как следует из пункта 2 указанных Правил, под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац 7); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами (абзац 9); коммунальные ресурсы - в том числе холодная вода, горячая вода, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (абзац 10).
В силу пунктов 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация, заключающая с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения).
При этом учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (абзац 1 пункта 80 Правил N 354).
Согласно статье 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов; многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки (часть 7); с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют; указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют; договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме должен содержать обязательные условия, прямо перечисленные в соответствующей норме (часть 9).
По смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные положения жилищного законодательства и установив, что снабжение тепловой энергией в горячей воде и горячей водой собственников жилых помещений указанного МКД осуществляется непосредственно обществом на основании решения общего собрания собственников помещений от 29.12.2018 об утверждении порядка оплаты коммунальных услуг напрямую РСО, на основании заключенных с собственниками помещений в МКД прямых договоров снабжения тепловой энергией в горячей воде и (или) горячей водой, в том числе договоров N 13816608 от 03.10.2019 (заключенного с собственником помещения N 52 МКД ), б/н от 03.10.2019 (заключенного с собственником помещения N 23 МКД); сети теплоснабжения общества непосредственно присоединены к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного МКД, а именно через находящийся в доме индивидуальный тепловой пункт, который является общим имуществом собственников помещений МКД; расчеты за предоставленный коммунальный ресурс "тепловая энергия" осуществляются непосредственно между обществом и потребителями - собственниками помещений в МКД при отсутствии договора на поставку тепловой энергии, заключенного с ООО УК "Теплоэнергия+"; в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что общество в силу положений абзаца 7 пункта 2, пункта 8, подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и, следовательно, обязано по заявлению собственников помещений в МКД осуществлять ввод в эксплуатацию ИПУ и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги исходя из показаний введенных в эксплуатацию ИПУ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.
Ссылка общества в кассационной жалобе на письмо N 20237-ОГ/04 от 07.05.2018 в обоснование доводов о невозможности заключения прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО ввиду того, что тепловая энергия по технологическим причинам (наличие ИТП) не подается напрямую до внутриквартирного оборудования конкретного собственника помещения в МКД, правильно признана судами несостоятельной и отклонена, поскольку письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Более того, указанное письмо утратило силу в связи с принятием Минстроем России письма от 12.11.2018 N 45276-ОО/04 "По вопросу управления многоквартирным домом", согласно которому допускается заключение прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО по желанию собственников или по инициативе РСО, что также свидетельствует о несостоятельности заявленных обществом доводов.
Доводы общества о невозможности применения к рассматриваемым отношениям положений Закона N 261-ФЗ, предметом правового регулирования которого являются вопросы оснащения приборами учета энергетических ресурсов, подлежат отклонению, поскольку требования статьи 13 данного закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов также распространяются и на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2020 года по делу N А58-12810/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Теплоэнергия" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 11055 от 05 ноября 2020 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о невозможности применения к рассматриваемым отношениям положений Закона N 261-ФЗ, предметом правового регулирования которого являются вопросы оснащения приборами учета энергетических ресурсов, подлежат отклонению, поскольку требования статьи 13 данного закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов также распространяются и на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
...
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату обществу из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф02-6438/20 по делу N А58-12810/2019