город Иркутск |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А19-18842/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" Куликова С.А. (доверенность от 05.10.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 года по делу N А19-18842/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (ОГРН: 1142452000272, ИНН: 2452040490, г. Железногорск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299; далее - министерство финансов), службе по тарифам Иркутской области (ОГРН: 1033801025092, ИНН: 3808023928; далее - служба по тарифам), министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН: 1083808000671, ИНН: 3808171820; далее - министерство жилищной политики) о взыскании 23 074 679 рублей 97 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Вихоревского городского поселения (далее - администрация), министерство имущественных отношений Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2020 года названные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требований общества о взыскании с Иркутской области в лице министерства финансов, службы по тарифам, министерства жилищной политики, убытков в размере 5 529 989 рублей 05 копеек. В отмененной части дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований до 5 529 989 рублей 05 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство жилищной политики обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, исковые требования не подлежали удовлетворению в связи некачественным оказанием истцом услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Министерство финансов, служба по тарифам, администрация, министерство имущественных отношений Иркутской области отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
При новом рассмотрении судами разрешен спор, связанный с выплатой компенсации ресурсоснабжающей организации, поставляющей холодную воду и осуществляющей водоотведение населению территории города Вихоревка в период с 14.02.2017 по 30.06.2017.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из доказанности факта осуществления истцом деятельности по поставке холодной воды, ее объема, размера и недополученного при этом дохода.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
С учетом требований статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российский Федерации, разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, ресуроснабжающие организации вправе требовать возмещения недополученных доходов в связи с поставкой ресурса, оказанием услуг для населения по цене, определенной ниже экономически обоснованного тарифа.
Суд первой инстанции, с учетом требований истца и возражений ответчика, обоснованно включил в предмет судебного исследования вопросы, связанные с поставкой ресурса (холодной воды), его качеством, объемом, а также объемом оказанных услуг по водоотведению и размером компенсации от осуществления истцом регулируемой деятельности.
Поскольку ответчики не представили доказательств, подтверждающих их доводы о поставке некачественного ресурса (холодной воды) в спорный период, суды правомерно исходили из того, что сумма недополученного дохода в размере 5 529 989 рублей 05 копеек подлежит возмещению Иркутской областью в лице главного распорядителя - министерства жилищной политики.
В связи с изложенным, доводы заявителя жалобы, касающиеся обстоятельств поставки некачественного ресурса, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
При рассмотрении дела судами правильно применены нормы материального права, круг обстоятельств, имеющих значение для дела, установлен на основе полной и системной оценки представленных доказательств с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иной оценки доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство жилищной политики освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2020 года по делу N А19-18842/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2020 года названные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требований общества о взыскании с Иркутской области в лице министерства финансов, службы по тарифам, министерства жилищной политики, убытков в размере 5 529 989 рублей 05 копеек. В отмененной части дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
...
С учетом требований статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российский Федерации, разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, ресуроснабжающие организации вправе требовать возмещения недополученных доходов в связи с поставкой ресурса, оказанием услуг для населения по цене, определенной ниже экономически обоснованного тарифа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2021 г. N Ф02-2227/21 по делу N А19-18842/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2227/2021
12.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6840/19
06.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18842/18
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2135/20
06.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6840/19
04.10.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18842/18