город Иркутск |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А19-30961/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" - Бекаревой Л.Г. (доверенность от 25.03.2020, диплом, паспорт); комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска - Лавринович О.П. (доверенность N 505-70-156/21 от 22.01.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2020 года по делу N А19-30961/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" (ОГРН 1033801003873, ИНН 3808049066, далее - ООО фирма "Стаф", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска, Комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении места по продаже товаров на универсальной ярмарке, изложенного в уведомлении N 505-70-25947/19 от 10.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Олигов Микаил Магаметович, муниципальное унитарное предприятие "Иркутскгортранс" (далее - МУП "Иркутскгортранс").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО фирма "Стаф" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагает, что судами не применены положения пункта 1 статьи 49, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", подлежащие применению в рассматриваемом споре. По мнению заявителя кассационной жалобы КУМИ г. Иркутска не имело прав заключать с МУП "Иркутскгортранс" договор о предоставлении торговых мест; КУМИ г. Иркутска нарушены цели проведения ярмарки; заявка ООО фирма "Стаф" была подана раньше заявки предпринимателя Олигова М.М.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет выражает несогласие с доводами кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Третьи лица явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Комитета против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях принятия участия в универсальной ярмарке по продаже товаров народного потребления по адресу: г. Иркутск, ул. Волжская, в районе дома N 14Б (площадь размещения торговых мест на ярмарке - 290 м2, количество торговых мест 22), организованной администрацией города Иркутска в лице КУМИ г. Иркутска в период с 09.12.2019 по 30.11.2020, ООО фирма "Стаф", в соответствии с Порядком предоставления мест для продажи товаров на ярмарке, являющимся приложением N 2 к распоряжению заместителя мэра - председателя КУМИ г. Иркутска от 25.11.2019 N 504-02-3844/19 "Об организации и проведении универсальной ярмарки по продаже товаров народного потребления по адресу: г. Иркутск, ул. Волжская, в районе дома N 14Б", 26.11.2019 подало в Комитет заявку на участие в ярмарке, в которой просило предоставить пять торговых мест для осуществления продажи фруктов, овощей, мороженного и молочной продукции.
Уведомлением N 505-70-25947/19 от 10.12.2019 Комитетом отказано обществу в предоставлении мест для продажи товаров на ярмарке по причине отсутствия на момент подачи заявления свободных мест на ярмарке.
Не согласившись с отказом Комитета, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности принятого Комитетом решения об отказе в предоставлении ООО фирма "Стаф" места на ярмарке для продажи товаров.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2).
Согласно пункту 2 Положения о порядке организации ярмарок на территории Иркутской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках организованных на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.11.2010 N 284-пп (далее - Положение о порядке организации ярмарок) на территории Иркутской области ярмарки организуются органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организаторы ярмарки) в соответствии с требованиями законодательства в области торговой деятельности, иных нормативных правовых актов и настоящего Положения.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области в соответствии с настоящим Положением, предоставляются в порядке, определяемом организатором ярмарки, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (пункт 3 Положения о порядке организации ярмарок).
Распоряжением заместителя мэра - председателя КУМИ г. Иркутска от 25.11.2019 N 504-02-3844/19 "Об организации и проведении универсальной ярмарки по продаже товаров народного потребления по адресу: г. Иркутск, ул. Волжская, в районе дома N 14Б" организована универсальная ярмарка на период с 09.12.2019 по 30.11.2020 (площадь размещения торговых мест на ярмарке - 290 м2, количество торговых мест 22), установлены Порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней (далее - Порядок организации) и Порядок предоставления мест для продажи товаров на ярмарке (далее - Порядок предоставления мест).
Пунктом 9 Порядка организации определено, что участниками ярмарки могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления мест для участия в универсальной ярмарке лицам, соответствующим категории участников ярмарки, указанной в пункте 9 Порядка организации, необходимо представить заявку(и) на участие в ярмарке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в Комитет поступило 4 заявки на участие в вышеуказанной ярмарке:
- заявление на 1 торговое место от предпринимателя Олигова М.М., вх. N 503-51-23413/19 от 26.11.2019, время подачи 14 часов 53 минуты;
- заявление на 21 торговое место от МУП "Иркутскгортранс", вх. N 503-51- 23352/19 от 26.11.2019, время подачи 15 часов 05 минут;
- заявление на 5 торговых мест от ООО фирма "Стаф", вх. N 503-51- 23365/19 от 26.11.2019, время подачи 16 часов 11 минут;
- заявление на 5 торговых мест от индивидуального предпринимателя Яворской С.Н., вх. N 503-51-23584/19 от 27.11.2019, время подачи 15 часов 35 минут.
При превышении количества заявок над лимитом мест для продажи товаров на ярмарке, место для продажи товаров на ярмарке предоставляется участникам, первым подавшим заявку (пункт 3 Порядка предоставления мест).
Так как количество заявок превышало над лимитом мест для продажи товаров на ярмарке, места для продажи были предоставлены участникам, первым подававшим заявки, а именно: предпринимателю Олигову М.М. (1 место) и МУП "Иркутскгортранс" (21 место).
Пунктом 4 Порядка предоставления мест установлено, что основанием для отказа в предоставлении места для продажи товаров на ярмарке является в числе прочего отсутствие на ярмарке свободных мест для продажи товаров.
Уведомлением N 505-70-25947/19 от 10.12.2019 Комитетом отказано обществу в предоставлении мест для продажи товаров на ярмарке по причине отсутствия на момент подачи заявления свободных мест на ярмарке.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями нормативных актов, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам об обоснованности принятого Комитетом решения об отказе в предоставлении места для продажи товаров.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что заявка предпринимателя Олигова М.М. поступила позже заявки общества, являлся предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую правовую оценку. Суды установили, что с учетом времени (часов и минут) поступления заявок в порядке очередности, ранее заявки общества поступила заявка предпринимателя Олигова М.М. При этом судами учтен порядок работы канцелярии Комитета по приему заявок на бумажном носителе и внесения их в базу данных "Гран-док", установлено, что сроки внесения данных в базу не регламентированы. Оснований для иной оценки установленных судами обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерности предоставления Комитетом торгового места МУП "Иркутскгортранс", недействительности заключенного между ними договора о предоставлении торговых мест, о несоблюдении Комитетом целей проведения ярмарки судом округа не принимаются в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые решения, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рамках настоящего дела обществом было заявлено требование о признании незаконным отказа в предоставлении места по продаже товаров на универсальной ярмарке, изложенного в уведомлении N 505-70-25947/19 от 10.12.2019.
Судами установлено наличие оснований для принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении торговых мест и соответствие оспариваемого решения нормативным актам, регулирующим его принятие.
Обстоятельства предоставления торговых мест по заявкам иных лиц кроме ООО фирма "Стаф" имеют место для рассмотрения в настоящем деле лишь применительно к установлению первоочередности подачи заявок. При этом правомерность предоставления торговых мест и заключение соответствующих договоров с иными участниками ярмарки не является предметом рассмотрения по настоящему делу в силу заявленного обществом требования о проверке лишь вынесенного в отношении него отказа.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению предмета заявления с целью использования более эффективного способа защиты. Такие действия являются нарушением как требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и принципа равноправия сторон (статья 8 названного Кодекса). Соответствующая правовая позиция сформулирована в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2016 N 305-ЭС15-1943, от 09.08.2018 N 305-ЭС18-4373.
При таких обстоятельствах рассмотрение судами вопроса о правомерности или неправомерности предоставления Комитетом торгового места МУП "Иркутскгортранс" и в этой связи соблюдение Комитетом целей проведения ярмарки в рамках настоящего дела приведет к изменению пределов заявленных требований и незаконности вынесенных судами актов, что не обеспечит соблюдение принципов судопроизводства.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании заявителем норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2020 года по делу N А19-30961/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
...
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению предмета заявления с целью использования более эффективного способа защиты. Такие действия являются нарушением как требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и принципа равноправия сторон (статья 8 названного Кодекса). Соответствующая правовая позиция сформулирована в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2016 N 305-ЭС15-1943, от 09.08.2018 N 305-ЭС18-4373."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2021 г. N Ф02-1760/21 по делу N А19-30961/2019