город Иркутск |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А19-3960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Загвоздина В.Д., Яцкевич Ю.С.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Группа Илим" Зязиной М.В. (доверенность от 28.06.2018, диплом, паспорт) и Хромцова М.А. (доверенность от 15.01.2021 N 06/21, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу N А19-3960/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Группа Илим" (далее - общество) о понуждении к заключению дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 21.16.2018 N 91-409/2018 в части пункта 2.1 о размере арендной платы, возложении обязанности подписать расчет размера арендной платы, являющейся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, взыскании задолженности по арендной плате за период с 27.06.2018 по 31.12.2018 в сумме 6 224 113,95 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2019 года принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о неправильном применении судами положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", поскольку применение понижающего коэффициента 0,5 к ставкам платы должно осуществляться только после введения всех лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию на всех площадках в сроки, предусмотренные концепцией приоритетного инвестиционного проекта (дата введения - ноябрь 2020 года). При этом только две из трех мощностей в г. Усть-Илимске приняты в эксплуатацию обществом и нарушен срок их ввода, предусмотренный графиком.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые акты без изменения.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 мая 2021 года объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 25 мая 2021 года, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
Определением от 25 мая 2021 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе председательствующего Кушнаревой Н.П. судей Загвоздина В.Д., Качукова С.Б.,
отложил рассмотрение кассационной жалобы до 14 часов 00 минут 22 июня 2021 года.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2021 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, произведена замена судьи Качукова С.Б. судьей Яцкевич Ю.С.
Присутствующие в судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Иркутской области от 13.07.2017 N 392-рп утверждена заявка общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.08.2017 N 2956 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включен разработанный обществом инвестиционный проект.
Для реализации данного инвестиционного проекта и заготовки древесины министерство (арендодатель) передало обществу (арендатору) по договору аренды от 21.06.2018 N 91-409/18 лесной участок общей площадью 480 993 га, годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определен пунктом 2.1 договора и составил 5 982 203,49 рублей.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Полагая, что в связи с изменением пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" общество обязано заключить дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы по договору N 91-409/18, а также оплатить возникшую в связи с перерасчетом задолженность за период с 27.06.2018 по 31.12.2018 в размере 6 224 113, 95 рублей, министерство 13.12.2018 направило обществу претензию.
Письмом от 14.01.2019 ответчик выразил несогласие с изменением размера арендной платы по спорному договору и отказался от подписания дополнительного соглашения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства с настоящим иском в арбитражный суд.
Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды, руководствуясь статями 422, 424, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, пришли к выводу, что на момент заключения договора аренды большинство лесоперерабатывающих мощностей в г. Усть-Илимске, предусмотренных приоритетным инвестиционным проектом, были введены в эксплуатацию, и в связи с этим посчитали, что данный коэффициент подлежит применению с даты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных Концепцией для комбината в г. Усть-Илимске.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата.
Из положений пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата за использование лесного участка должна соответствовать нормативно-правовым актам, регулирующим порядок и условия ее установления.
При рассмотрении настоящего спора суды установили, что лесной участок предоставлен обществу без проведения торгов в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов и арендная плата за него является регулируемой. При этом суды обоснованно отметили, что по условиям договора ее размер определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действующей на момент заключения договора, предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Абзацами третьим и четвертым пункта 1(1) предусмотрено, что срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Акт о вводе объекта в эксплуатацию, подписанный инвестором и принятый заинтересованным органом, является основанием для применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов, рассчитанному по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (пункт 37 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190).
Из содержания данных правовых норм следует, что право на применение понижающего коэффициента арендатор имеет только в случае ввода в эксплуатацию всех лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных приоритетным инвестиционным проектом в области освоения лесов.
В соответствии с Концепцией приоритетного инвестиционного проекта предусматривалась модернизация лесоперерабатывающих мощностей в г. Братске и г. Усть-Илимске. Исходя из этого, обществом заключен отдельный договор аренды лесного участка для обеспечения сырьем лесоперерабатывающего комплекса в г. Усть-Илимске. Соответственно, понижающий коэффициент подлежит применению в отношении этого договора.
Как следует из указанной Концепции на площадке, расположенной в г. Усть-Илимске, обществом планировалась модернизация выпарных аппаратов (дата ввода в эксплуатацию - июнь 2019 года), замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства (дата ввода в эксплуатацию - март 2018 года), строительство ДПЦ (дата ввода в эксплуатацию - июль 2018 года).
Как установлено судами, лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске введены обществом в эксплуатацию, что подтверждается актами от 26.04.2018, 28.08.2017, 28.10.2017, 31.07.2018.
Однако договор аренды заключен 21.06.2018, соответственно, на момент его заключения все лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске обществом в эксплуатацию введены не были.
Следовательно, выводы судов об отсутствии оснований для взыскания арендной платы противоречат материалам дела и положениям пункта 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что судами при вынесении судебных актов по настоящему делу неправильно истолкованы нормы материального права, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятых судебных актов в части отказа в удовлетворении иска о взыскании арендной платы с направлением дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в указанной части.
При новом рассмотрении дела судам надлежит учесть изложенное и определить размер арендной платы, подлежащей взысканию за период с момента заключения договора и до ввода всех объектов в г. Усть-Илимске в эксплуатацию.
Выводы судов об отсутствии оснований для понуждения общества к заключению дополнительного соглашения являются правильными, соответствующими положениям действующего законодательства.
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 1 (1) Постановления N 310, относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, изменение которой в соответствующем периоде не требует внесения изменений в действующий договор аренды.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года по делу N А19-3960/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске введены обществом в эксплуатацию, что подтверждается актами от 26.04.2018, 28.08.2017, 28.10.2017, 31.07.2018.
Однако договор аренды заключен 21.06.2018, соответственно, на момент его заключения все лесоперерабатывающие мощности в г. Усть-Илимске обществом в эксплуатацию введены не были.
Следовательно, выводы судов об отсутствии оснований для взыскания арендной платы противоречат материалам дела и положениям пункта 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190.
...
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации и пункте 1 (1) Постановления N 310, относится к категории регулируемых цен, следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, изменение которой в соответствующем периоде не требует внесения изменений в действующий договор аренды."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф02-1535/21 по делу N А19-3960/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-886/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1535/2021
08.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19