город Иркутск |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А19-3960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Волковой И.А., Качукова С.Б.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Группа "Илим" Храмцова М.А. (доверенность от 15.12.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года по делу N А19-3960/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Группа Илим" (далее - общество, АО "Группа "Илим") о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 21.16.2018 N 91-409/2018 в части пункта 2.1 о размере арендной платы, возложении обязанности подписать расчет размера арендной платы, являющейся неотъемлемой частью дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, взыскании задолженности по арендной плате за период с 27.06.2018 по 30.09.2018 в сумме 1 573 401, 46 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2019 года принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2021 года, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2021 года принятые по делу судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, дело в отмененной части направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года, иск удовлетворен частично, с общества в пользу истца взыскано 1 158 744,62 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "Группа "Илим" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и в удовлетворении иска отказать.
В поданной жалобе общество выразило несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для применения понижающего коэффициента 0,5 при определении размера арендной платы за спорный период и, соответственно, о наличии оснований для взыскания с него доначисленной арендной платы. По его мнению, выводы судов о применении указанного коэффициента только после ввода в эксплуатацию всех модернизируемых лесоперерабатывающих мощностей на производственной площадке в г. Усть-Илимске являются ошибочными.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просило оставить их без изменения.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.08.2017 N 2956 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включен разработанный АО "Группа "Илим" инвестиционный проект "Модернизация производства АО "Группа Илим" в Иркутской области".
Указанным проектом предусмотрено увеличение производительности лесоперерабатывающих мощностей АО "Группа Илим", расположенных в Иркутской области на производственных площадках, находящихся в г. Братске и г. Усть-Илимске. В частности, согласно инвестиционному проекту на производственной площадке в г. Усть-Илимске предусмотрено выполнение следующих мероприятий: модернизация выпарных аппаратов; замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства; строительство ДПЦ. Дата ввода в эксплуатацию соответствующих мощностей назначена в проекте на июнь 2019 года.
Для заготовки древесины и реализации данного инвестиционного проекта на производственной площадке общества, находящейся в г. Усть-Илимске, министерство (арендодатель) передало АО "Группа "Илим" (арендатору) по договору аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/18 лесной участок общей площадью 480 993 га.
По условиям договора (пункт 2.1) годовой размер арендной платы за пользование лесным участком составил 5 982 203,49 рублей.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Ссылаясь на то, что арендная плата по указанному договору подлежит исчислению в соответствии с пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действовавшей на дату заключения договора и предусматривающей применение понижающего коэффициента 0,5 с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, против согласованной в договоре арендной платы, рассчитанной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537, действовавшей на дату включения инвестиционного проекта АО "Группа "Илим" в перечень приоритетных инвестиционных проектов и предусматривающей применение этого коэффициента со дня заключения договора, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просило обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка, так и взыскать с него 6 224 113, 95 рублей доначисленной арендной платы за период с 27.06.2018 по 31.12.2018.
Удовлетворяя предъявленный иск в части требования о взыскании, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и исходили из обоснованности доводов министерства и, как следствие, из наличия оснований для взыскания с общества доначисленной арендной платы за период с момента заключения договора и до ввода всех объектов в г. Усть-Илимске в эксплуатацию (июль 2018 года).
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 этого Кодекса.
Пунктом 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. В частности, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Исходя из указанных норм, суды сделали правильный вывод о том, что размер арендной платы по спорному договору аренды лесного участка, заключенному без проведения торгов, относится к категории регулируемых цен.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвертом пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 данного постановления указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку правоотношения сторон, связанные с арендой соответствующего лесного участка, возникли из договора аренды этого участка от 22.06.2018 N 91-390/18, суды правильно указали на то, что в силу вышеуказанных разъяснений к заключенному сторонами договору аренды в части, касающейся определения размера арендной платы, подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действующей на дату заключения этого договора.
Пунктом 1(1) этого постановления предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным этим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение в течение 3, 5, 7 или 10 лет в зависимости от стоимости подлежащего реализации инвестиционного проекта. Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. При этом начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Согласно пункту 37 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, акт о вводе объекта в эксплуатацию, подписанный инвестором и принятый заинтересованным органом, является основанием для применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов, рассчитанному по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Проанализировав положения приведенных норм, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при определении арендной платы в отношении лесного участка, используемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, арендатор имеет право на применение понижающего коэффициента 0,5 к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, только в случае ввода в эксплуатацию этих лесоперерабатывающих мощностей, в данном случае - ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, предусмотренных проектом для производственной площадки АО "Группа "Илим", расположенной в г. Усть-Илимске.
Как указано выше, концепцией приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства АО "Группа "Илим" в Иркутской области" предусмотрено выполнение следующих мероприятий в г. Усть-Илимске с датой ввода в эксплуатацию в июне 2019 года: модернизация выпарных аппаратов; замена промывных фильтров на 1 и 2 потоках на другие промывные устройства; строительство ДПЦ.
Как установили суды, указанные мероприятия, направленные на модернизацию лесоперерабатывающих мощностей, расположенных на производственной площадке в г. Усть-Илимске, обществом выполнены в полном объеме 31.07.2018, что подтверждается представленными в материалы дела актами ввода в эксплуатацию от 28.08.2017, 28.10.2017, 26.04.2018, 31.07.2018.
Таким образом, последние производственные мощности комбината в г. Усть-Илимске, запроектированные в Концепции, введены обществом в эксплуатацию 31.07.2018.
Произведенный истцом расчет суммы доначисленной арендной платы судами обеих инстанций проверен и признан неверным в части определения периода доначисленной арендной платы.
Установив указанные обстоятельства, произведя перерасчет, суды пришли к правильному выводу о том, что за период с 27.06.2018 по 31.07.2018 у АО "Группа "Илим" не возникло право на применение понижающего коэффициента 0,5 при определении размера арендной платы по договору аренды лесного участка от 21.06.2018 N 91-409/18, в связи с чем предъявление министерством требования о взыскании доначисленной арендной платы за этот период в сумме 1 158 744, 62 рублей является обоснованным.
Доводы АО "Группа "Илим" о возможности применения понижающего коэффициента 0,5 в случае частичного ввода в эксплуатацию модернизируемых лесоперерабатывающих мощностей (ввода в эксплуатацию отдельных мощностей) не соответствуют указанным выше нормам права и являются ошибочными.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на иной неверной оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, а также неправильном толковании подлежащих применению норм права, и не опровергают выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2021 года по делу N А19-3960/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
И.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку правоотношения сторон, связанные с арендой соответствующего лесного участка, возникли из договора аренды этого участка от 22.06.2018 N 91-390/18, суды правильно указали на то, что в силу вышеуказанных разъяснений к заключенному сторонами договору аренды в части, касающейся определения размера арендной платы, подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действующей на дату заключения этого договора.
...
Согласно пункту 37 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, акт о вводе объекта в эксплуатацию, подписанный инвестором и принятый заинтересованным органом, является основанием для применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов, рассчитанному по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф02-886/22 по делу N А19-3960/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-886/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1535/2021
08.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6135/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4460/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3960/19