город Иркутск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А74-11735/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2021 года по делу N А74-11735/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая башенная компания" (ИНН 7707387700, ОГРН 1177746646197, далее - АО "ПБК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Абакана (далее - администрация, уполномоченный орган) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 19:01:110401 для размещения антенно-мачтового сооружения, оформленного письмом от 30.09.2020 N 3777, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи администрацией разрешения на размещение объекта в соответствии с представленным заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судами не дана оценка доводу администрации о том, что у АО "ПБК" отсутствуют полномочия на размещение объектов связи в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ).
Выводы судов, основанные на письме Роспотребнадзора от 21.01.2021 N 02/978-2021-31 и касающиеся отсутствия необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения для получения разрешения на использование земельного участка для размещения стационарных передающих радиотехнических объектов, являются ошибочными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1, л.д. 2-4; информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.09.2020 АО "ПБК" обратилось в администрацию с заявлением N 11-09Н78 о выдаче разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 19:01:110401 без его предоставления и без установления сервитута под размещение сооружения связи (антенно-мачтового сооружения связи, относящегося к сплошным сборно-разборным конструкциям башенного и мачтового типа, металлическим или композитным опорам (монолитным слабонесущим или полым, секционно-разборным) высотой 30 метров, с заглублением подземной части (фундаментом) ниже планировочной отметки земли до 3,5 метров).
Из письма от 30.09.2020 N 3777 следует, что администрация отказала в выдаче разрешения, указав следующие основания:
1) в силу подпункта 14 статьи 12 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ пользование земельными участками для нужд связи может осуществлять исключительно юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Обществу к числу таких организаций не относится;
2) генеральным планом г. Абакана, утвержденным Решением Совета депутатов г. Абакана от 18.03.2014 N 87, размещение объекта связи в испрашиваемом местоположении не предусмотрено (подпункт 4 пункта 10 постановления Правительства Республики Хакасия от 29.03.2016 N 139 "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов, публичного сервитута на территории Республики Хакасия", далее - постановление N 139);
3) обществом для получения разрешения не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий установки (размещения) и эксплуатации объектов связи санитарным правилам (пункты 3.7, 3.8 СанПиН 2.1.8/22.4.1190-03 и пункты 3.7, 3.8 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03) либо обоснование отсутствия необходимости получения такого заключения.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что ссылка администрации на подпункт 4 пункта 10 постановления N 139 неправомерна, поскольку приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - приказ N 540) допускается размещение отдельных объектов, виды которых указаны в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Также суд пришел к выводу, что законодательством не предусмотрено представление санитарно-эпидемиологического заключения для получения разрешения администрации на использование земельного участка под размещение антенно-мачтового сооружения.
Довод уполномоченного органа о несоответствии заявления о выдаче разрешения требованиям подпункта 14 статьи 12 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ судом первой инстанции отклонен, как не приводившийся в качестве основания для оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает следующее.
В части неправомерности отказа в выдаче разрешения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 постановления N 139, суд округа соглашается с выводами судов.
В данном случае при рассмотрении дела были правильно применены положения пункта 1 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления N 139, приказа N 540 (действовавшего на момент принятия решения об отказе), пункта 11 Перечня N 1300, а также учтены правовые подходы, изложенные в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 08.05.2019 N 46-АД19-7, от 01.07.2019 N 46-АД19-10 и определении от 14.06.2018 N 127-КГ18-13.
На основании указанного выше правового регулирования суды обоснованно исходили из того, что законодательство допускает размещение рассматриваемого объекта, предусмотренного приказом N 540 и постановлением N 1300, на земельном участке с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, размещение на земельном участке в кадастровом квартале 19:01:110404 антенно-мачтового сооружения, не предусмотренного документами территориального планирования муниципального образования Республики Хакасия, само по себе не нарушает требований земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, вне зависимости от установленных градостроительным регламентом ограничений, размещение антенно-мачтовых сооружений, для установки которых не требуется разрешения на строительство, допускается в границах любой из существующих зон.
Довод администрации о том, что АО "ПБК" не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение, не может быть признан состоятельным.
Действительно, в силу пунктов 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 производство, закупка, реализация и эксплуатация оборудования стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО) должны осуществляться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на конкретный тип (модель) изделия в соответствии с установленным порядком.
Указанные санитарные правила предназначаются для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию ПРТО, а также для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющей государственный надзор.
В связи с тем, что ПРТО в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относятся к неклассифицированным объектам, установление размера санитарно-защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчета интенсивности электромагнитного излучения радиочастот (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).
Работа по размещению и вводу в эксплуатацию ПРТО осуществляется в два этапа. На этапе рассмотрения проектной документации и размещения ПРТО на местности необходимо руководствоваться разделами 3 и 4 Методических указаний 4.3.2320-08 "Порядок подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22.01.2008 (далее - МУ 4.3.2320-08), с предварительной санитарно-эпидемиологической экспертизой проектных материалов. Экспертиза проводится должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке. По результатам экспертизы управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию по форме N 303-00-1/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора".
На втором этапе после монтажа передающего радиотехнического оборудования осуществляются контрольные измерения интенсивности электромагнитных излучений. Измерения проводятся центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, а также организациями, аккредитованными в установленном порядке.
Перечень материалов, прилагаемых к заявлению на получение санитарно-эпидемиологического заключения на размещение или эксплуатацию ПРТО (приложение N 1 к МУ 4.3.2320-08) не предусматривает представление разрешения уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления на использование земельного участка для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - разрешение на использование земельного участка). Привязка к местности осуществляется на основании указанного в данном приложении ситуативного плана.
В свою очередь земельное и градостроительное законодательство, в том числе действующее на территории Республики Хакасия, не предусматривает необходимости предварительного получения санитарно-эпидемиологического заключения для получения разрешения на использование земельного участка.
Таким образом, оформление санитарно-эпидемиологических заключений для начала работ по размещению и (или) эксплуатации ПРТО в случаях, предусмотренных СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, является обязательным, но не является препятствием для получения разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности.
В рассматриваемом случае процедуры получения санитарно-эпидемиологического заключения и разрешения на использование земельного участка являются самостоятельными и независимыми друг от друга и, в конечном счете, образуют сложный юридический состав, позволяющий приступить к фактическому использованию земельного участка путем размещения на нем соответствующего объекта.
Таким образом, применительно к настоящему спору заинтересованное лицо вправе обратиться за получением разрешения на использование земельного участка до получения в случаях, установленных законодательством, санитарно-эпидемиологического заключения.
Вывод судов о том, что уполномоченный орган в письме от 30.09.2020 N 3777 не привел в качестве основания для отказа в получении разрешения на использование земельного участка нарушение подпункта 14 статьи 2 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ не соответствуют содержанию указанного ненормативного акта (страница 1), однако не привел к принятию незаконных судебных актов.
Подпункт 14 статьи 2 и пункт 1 статьи 10 Закона N 126-ФЗ устанавливают ограничение субъектов, которым могут быть предоставлены земли связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, установлен сервитут на использование таких земель (предоставлено право ограниченного пользования чужим земельным участком - статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, как верно установили суды, АО "ПБК" просило не предоставить земельный участок в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, установить сервитут, а разрешить размещение объекта на земельном участке без его предоставления (установления сервитута).
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям не применимы положения подпункта 14 статьи 2 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2021 года по делу N А74-11735/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о том, что уполномоченный орган в письме от 30.09.2020 N 3777 не привел в качестве основания для отказа в получении разрешения на использование земельного участка нарушение подпункта 14 статьи 2 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ не соответствуют содержанию указанного ненормативного акта (страница 1), однако не привел к принятию незаконных судебных актов.
Подпункт 14 статьи 2 и пункт 1 статьи 10 Закона N 126-ФЗ устанавливают ограничение субъектов, которым могут быть предоставлены земли связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, установлен сервитут на использование таких земель (предоставлено право ограниченного пользования чужим земельным участком - статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, как верно установили суды, АО "ПБК" просило не предоставить земельный участок в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, установить сервитут, а разрешить размещение объекта на земельном участке без его предоставления (установления сервитута).
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям не применимы положения подпункта 14 статьи 2 и статьи 10 Закона N 126-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2021 г. N Ф02-4143/21 по делу N А74-11735/2020