город Иркутск |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А78-3256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-3256/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850; далее - пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к муниципальному казенному учреждению районному комитету по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН 1027500681592, ИНН 7515001671; далее - учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 5 000 рублей за несвоевременное представление сведений за отчетные периоды - январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, календарный год 2017, календарный год 2018, календарный год 2019 и финансовых санкций в размере 500 рублей за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период - май 2019, всего - 5 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из кассационной жалобы, допущенная ошибка в указании СНИЛС застрахованного лица в представленной страхователем форме СЗВ-М не позволила фонду идентифицировать застрахованное лицо; территориальные органы пенсионного фонда самостоятельно не имеют право принимать решение о корректировке этих сведений, что может привести к занижению базы для начисления страховых взносов. В случае наличия ошибок и (или) несоответствий в представленных индивидуальных сведениях, такие сведения до момента их исправления страхователем в лицевые счета не вносятся. Кроме того, сведения по форме "дополняющая" представлены с нарушением срока, установленного пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и отсутствовали в ранее представленных сведениях.
Учреждением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
16.11.2021 в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поступило ходатайство государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) в форме присоединения к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.04.2021 N 136п "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае".
Указанное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель по делу реорганизован путем присоединения, правопреемником заявителя кассационной жалобы является государственное учреждение - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение представило в установленные сроки в территориальный орган пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы.
27.02.2019 страхователем направлена дополняющая форма по форме СЗВ-М за январь 2019 года, 09.09.2020 - за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы, на застрахованных лиц, ранее отсутствовавших в исходной форме.
Пенсионным фондом были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которым в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки пенсионным фондом приняты решения от 14.06.2019 N 207S19190002684, от 09.11.2020 N N 207S19200005405, 207S19200005406, 207S19200005407, 207S19200005399, 207S19200005400, 207S19200005401, 207S19200005402, 207S19200005403, 207S19200005404 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы в размере 5 000 рублей (по 500 рублей за каждый отчетный период).
Требованиями N 207S01200005262 от 16.07.2019, N N 207S01200005262, 207S01200005263, 207S01200005264, 207S01200005256, 207S01200005257, 207S01200005258, 207S01200005259, 207S01200005260, 207S01200005261 от 09.12.2020 страхователю предложено уплатить финансовые санкции.
Учреждение 06.06.2019 представило в территориальный орган пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за май 2019 года 26.06.2019 после получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за май 2019 года на Маркова Владимира Вячеславовича с исправлением одной цифры в составе ранее указанного страхового номера (3 вместо 8).
Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актом установлено представление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М.
По результатам проверки пенсионным фондом принято решение N 207S19190006127 от 09.10.2019 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за представление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01190009787 от 11.11.2019 страхователю предложено уплатить финансовые санкции в размере 500 рублей.
Ненадлежащее исполнение учреждением требований к установленному сроку явилось основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что правовые основания для применения к страхователю финансовых санкций отсутствуют.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пунктами 2 и 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действовавшей до 26.07.2020, предусмотрено, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа Пенсионного фонда Российской Федерации вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах). Согласно абзацу 3 пункта 39 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, вступившей в силу 27.07.2020.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что сведения за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, 2017, 2018, 2019 годы страхователем представлены в пенсионный фонд по форме с типом формы "исходная" с соблюдением установленного законом срока, но без указания в них сведений о всех застрахованных лицах.
В последующем страхователь, выявив факт неуказания сведений о застрахованных лицах, инициировал представление сведений по типу формы "дополняющая".
В рассматриваемом случае представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия учреждения как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В части требования о взыскании со страхователя 500 рублей финансовых санкций, взысканных решением N 207S19190006127 от 09.10.2019 за предоставление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-М (исходная) за май 2019 года, судами установлено, что допущенные страхователем ошибки являются описками (опечатками), которые при правильном указании иных сведений в форме по типу "исходная" (имени, фамилии, страхового номера и ИНН) позволили территориальному органу Пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо именно как Маркова Владимира Вячеславовича; доказательств того, что указанный страховой номер принадлежит иному лицу, в материалы дела не представлено, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о недостоверности сведений. При этом допущенные описки (опечатки) не привели к неверному исчислению страховых взносов, к занижению базы для начисления страховых взносов либо к иным последствиям.
Учитывая, что в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления фонда.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, и по своей сути выражают несогласие общества с выводами судов.
Оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) его правопреемником: государственным учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-3256/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 2 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действовавшей до 26.07.2020, предусмотрено, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа Пенсионного фонда Российской Федерации вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах). Согласно абзацу 3 пункта 39 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, вступившей в силу 27.07.2020.
...
В рассматриваемом случае представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия учреждения как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф02-6032/21 по делу N А78-3256/2021