г. Чита |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А78-3256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-3256/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850, адрес: 687000, Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Базара Ринчино, д. 73) к Муниципальному казенному учреждению районному комитету по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН 1027500681592, ИНН 7515001671, адрес: 674500, Забайкальский край, Оловяннинский район, пгт Оловянная, ул. Лазо, 17) о взыскании финансовых санкций в размере 5 000 руб. за несвоевременное представление сведений за отчетные периоды - январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, календарный год 2017, календарный год 2018, календарный год 2019 и финансовых санкций в размере 500 руб. за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период - май 2019, всего - 5 500 руб.,
(суд первой инстанции - О.В. Новиченко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Муниципальному казенному учреждению районному комитету по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловяннинский район" (далее - заинтересованное лицо, комитет) о взыскании финансовых санкций в размере 5 000 руб. за несвоевременное представление сведений за отчетные периоды - январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, календарный год 2017, календарный год 2018, календарный год 2019 и финансовых санкций в размере 500 руб. за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период - май 2019, всего - 5 500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
В обосновании суд указал, что допущенные заинтересованным лицом описки (опечатки) не привели к неверному исчислению страховых взносов, к занижению базы для начисления страховых взносов либо к иным последствиям, в связи с чем не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-3256/2021 об отказе в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с Муниципального казенного учреждения районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района "Оловяннинский район" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) финансовые санкции в размере 5000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ за отчетные периоды январь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, календарный год 2017, календарный год 2018, календарный год 2019 и финансовые санкции в размере 500 рублей за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период - май 2019 года. Общая сумма финансовых санкций - 5500 рублей.
Полагает, что в случае наличия ошибок и (или) несоответствий в представленных индивидуальных сведений, такие сведения, до момента их исправления страхователем в лицевые счета не вносятся, в связи с чем, допущенная ошибка в указании СНИЛС застрахованного лица является нарушением действующего законодательства.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.06.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заинтересованное лицо представило в установленные сроки в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы.
27.02.2019 страхователем направлена дополняющая форма по форме СЗВ-М за январь 2019 года, 09.09.2020 - за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы, на застрахованных лиц, ранее отсутствовавших в исходной форме.
Территориальным органом Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актами установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы представлены с нарушением установленного срока.
Страхователь приглашен на рассмотрение актов.
По результатам проверки заместителем начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) приняты решения от 14.06.2019 N N207S19190002684, от 09.11.2020 N207S19200005405, 207S19200005406, 207S19200005407, 207S19200005399, 207S19200005400, 207S19200005401, 207S19200005402, 207S19200005403, 207S19200005404 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 годы в размере 5000 руб. (по 500 руб. за каждый отчетный период).
Требованиями об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01200005262 от 16.07.2019, N 207S01200005262, 207S01200005263, 207S01200005264, 207S01200005256, 207S01200005257, 207S01200005258, 207S01200005259, 207S01200005260, 207S01200005261 от 09.12.2020 страхователю предложено уплатить финансовые санкции.
Заинтересованное лицо 06.06.2019 представило в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за май 2019 года. 26.06.2019 после получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за май 2019 года на Маркова Владимира Вячеславовича с исправлением одной цифры в составе ранее указанного страхового номера (3 вместо 8).
Территориальным органом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Актом установлено представление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М. Плательщик страховых взносов приглашен на рассмотрение акта.
По результатам проверки начальником территориального органа Пенсионного фонда принято решение N 207S19190006127 от 09.10.2019 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года в виде финансовой санкции в размере 500 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01190009787 от 11.11.2019 страхователю предложено уплатить финансовые санкции в размере 500 руб.
Учитывая, что требования исполнены не были, территориальный орган Пенсионного фонда направил заявление о взыскании задолженности в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предоставление отчетности по форме СЗВ-Стаж в спорный период было предусмотрено Постановлениями Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п, от 11.01.2018 N 3п, от 06.12.2018 N 507п.
На основании статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Таким образом, законодательством предусмотрено ежемесячное предоставление сведений о застрахованных лицах как отдельной отчетности по форме СЗВ-М, ежегодное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Однако, с учетом вышеуказанных норм и установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно не согласился с подходом заинтересованного лица о наличии объективной стороны правонарушения по следующим причинам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения за январь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 года, 2017, 2018, 2019 годы страхователем представлены в орган Пенсионного фонда по форме с типом формы "исходная" с соблюдением установленного законом срока, но без указания в них сведений о всех застрахованных лицах. В последующем страхователь, выявив факт неуказания сведений о застрахованных лицах, инициировал представление сведений по типу формы "дополняющая".
Заинтересованное лицо, восприняв данное обстоятельство как непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Отклоняя доводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действовавшей до 26.07.2020 (далее - Инструкции N 766н), согласно которому при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н предусмотрено, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа Пенсионного фонда Российской Федерации вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах).
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в п. 40 утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что страхователь дополняющую форму СЗВ-М с исправлением ошибок представил самостоятельно, уведомление об устранении ошибок не направлялось, поэтому у фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него финансовой санкции является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Изложенная правовая позиция подтверждается сформировавшейся судебной практикой, а именно определениями Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702.
Довод заинтересованного лица, приведенный и в апелляционной жалобе, о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений с нарушением срока, правильно был отклонен судом первой инстанции, как противоречащий статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Действительно, Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.
При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Принимая во внимание, что установленное законом регулирование по вопросу наложения финансовых санкций не изменилось, приведенные правовые позиции сохраняют свое практикообразующее значение.
Кроме того, положения Инструкции N 211н не могут быть применены к отношениям, возникшим до ее вступления в силу.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О). При этом, исходя из закрепленного в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципа, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, поскольку рассмотренные судом отчетные периоды истекли и сведения индивидуального (персонифицированного) учета по исходной форме представлены страхователем ранее вступления в силу Инструкции N 211н, положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, как не направленные на улучшение положения страхователей, не могут быть применены к рассмотренным отношениям.
Суд первой инстанции правомерно посчитал неправильными выводы территориального органа Пенсионного фонда о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По эпизоду взыскания финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений за май 2019 года, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения представлены в орган Пенсионного фонда на застрахованное лицо по форме СЗВ-М за май 2019 года с типом формы "исходная" по электронным каналам с соблюдением установленного законом срока. В сведениях плательщик страховых взносов верно указал фамилию, имя, отчество застрахованного лица, идентификационный номер налогоплательщика, в страховом номере неверно указана одна цифра.
В последующем после получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений страхователь представил исправленные сведения на это лицо за указанный период по типу формы "дополняющая" с нарушением пятидневного срока с момента получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, восприняв данное обстоятельство как представление страхователем неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в отношении застрахованного лица, пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок, а представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что страхователем при заполнении исходной формы отчетности допущены очевидные опечатки (описки), которые не могут быть квалифицированы как представление недостоверных сведений в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом N 27-ФЗ. Пенсионный фонд в акте о выявленном правонарушении также квалифицировал указанное обстоятельство как несоответствие обязательных к заполнению сведений, представленных страхователем, сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что допущенные заинтересованным лицом ошибки являются описками (опечатками), которые при правильном указании иных сведений в форме по типу "исходная" (имени, фамилии, страхового номера и ИНН) позволили территориальному органу Пенсионного фонда идентифицировать застрахованное лицо именно как Маркова Владимира Вячеславовича. Доказательств того, что указанный страховой номер принадлежит иному лицу, заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем, суду не представляется возможным сделать вывод о недостоверности сведений. При этом допущенные заинтересованным лицом описки (опечатки) не привели к неверному исчислению страховых взносов, к занижению базы для начисления страховых взносов либо к иным последствиям, в связи с чем не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал неправильными выводы территориального органа Пенсионного фонда о наличии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права по тем же мотивам, что и судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-3256/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3256/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АГИНСКОМ БУРЯТСКОМ ОКРУГЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: МКУ "Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации МР "Оловяннинский район"