город Иркутск |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А10-782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя некоммерческой организации Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия Сизых Е.В. (доверенность от 01.06.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2021 года по делу N А10-782/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (ОГРН 1140327006951, ИНН 0326522362, г. Улан-Удэ; далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным решения от 28.12.2020 N 04-22/4530 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление, антимонопольный орган), принятии решения путем включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "СтройИндустрия" в реестр недобросовестных подрядных организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "СтройИндустрия" (ОГРН 1113850002463, ИНН 3812131806, г. Москва; далее - ООО "СК "СтройИндустрия", Общество).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено наличие спора между Обществом и Фондом о законности расторжения договора в одностороннем порядке (дело N А10-5808/2020) и не приостановили производство по настоящему делу до рассмотрения дела N А10-5808/2020; суды не исследовали в полной мере вопрос о реальной добросовестности (недобросовестности) Общества в рамках исполнения обязательств по договору; суды не дали оценку доводам Фонда о том, что необходимые материалы для выполнения работ были приобретены подрядчиком ранее, чем направлены письма с указанием на изменение проектно-сметной документации (ПСД); подрядная организация намеренно затягивала сроки выполнения работ путем направления надуманных замечаний, либо замечаний, являющихся несущественными, по которым Фондом неоднократно давались соответствующие разъяснения; Фонд со своей стороны в рамках содействия подрядчику принимал меры для своевременного выполнения работ подрядной организацией, в том числе путем приостановки работ для приобретения подрядной организацией необходимых материалов; независимой экспертизой установлены существенные недостатки при проведении капитального ремонта МКД.
В отзыве на кассационную жалобу Бурятское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Бурятское УФАС России, ООО "СК "СтройИндустрия" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Фонда, в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Фондом (заказчик) и Обществом (подрядчик) по результатам электронного аукциона заключен договор от 19.06.2020 N 79Э/2020-СМР/20 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, б-р Карла Маркса, д. 9 (капитальный ремонт систем электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и водоотведения); ул. Гагарина, д. 18 (капитальный ремонт системы электроснабжения); ул. Забайкальская, д. 24 (капитальный ремонт систем отопления и канализации и водоотведения) (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.4 Договора сроки начала и окончания выполнения работ устанавливаются в графике производства работ по капитальному ремонту. Дата окончания срока выполнения работ на объектах: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, б-р Карла Маркса, д. 9 - 12.10.2020; ул. Гагарина, д. 18 - 03.10.2020.
Согласно пункту 1.5 Договора фактической датой окончания выполнения работ считается дата подписания сторонами Акта о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченных капитальным ремонтом элементов многоквартирного дома, акта выполненных работ формы КС-2 согласованных с органами местного самоуправления, а также с лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3. Дата окончания работ является исходной для определения имущественных санкций в случае нарушения подрядчиком срока выполнения работ по договору.
Поскольку работы на объектах в указанные сроки закончены не были, Фонд 29.11.2020 направил в адрес ООО "СК "СтройИндустрия" уведомление о расторжении Договора.
25.11.2020 в адрес Бурятского УФАС России поступило обращение Фонда о включении сведений об ООО "СК "СтройИндустрия" в реестр недобросовестных подрядных организаций (РНПО) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора подряда.
Антимонопольным органом установлено, что работы были приостановлены подрядчиком по причине несоответствия проектной документации требованиям строительных норм и правил, и в связи с внесением изменений в эту документацию; примерный объем выполненных работ составляет около 80 процентов по каждому многоквартирному дому. Кроме того прокуратурой Октябрьского района на заседание Комиссии было направлено представление об устранении нарушений от 06.11.2020 N 2049ж-2020, выданное Фонду, согласно которому проектно-сметная документация выполнена с недостатками, в связи с чем неоднократно корректировалась. В результате ненадлежащей проверки Фондом предварительной проектной документации, ее преждевременного согласования ответственными должностными лицами Фонда, произошло затягивание сроков исполнения обязательств по капитальному ремонту подрядной организацией.
Доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение подрядчика ил его злонамеренное уклонение от исполнения Договора, Управлением не установлено.
Решением Бурятского УФАС России от 23.12.2020 N 04-22/4-2020 сведения об ООО "СК "СтройИндустрия" в реестр недобросовестных подрядных организаций решно не включать.
Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1). Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).
Пунктом 226 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), установлено, что заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков, в том числе в случаях: систематического (2 раза и более) нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ (подпункт "а"); нарушения подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов (подпункт "е").
Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией (пункт 227 Положения N 615).
На основании пункта 254 Положения N 615 ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями.
Пунктом 255 Положения N 615 определено, что в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация, в частности, о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров. В таком случае заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "з" пункта 256 настоящего Положения, а также в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке (пункт 258).
В силу пункта 259 Положения N 615 в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации.
На основании пункта 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядной организации в соответствующий реестр без оценки добросовестности ее действий в каждом конкретном случае. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных подрядных организаций по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из названных требований Положения N 615, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, подлежащих применению и к вопросу о возможности применения такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных подрядных организаций, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Руководствуясь приведенными требованиями Положения N 615, суды по результатам исследования и оценки материалов дела по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установили, что Фондом не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение Договоров обусловлено именно недобросовестным поведением Общества, целенаправленно уклонившегося от их исполнения, и таком уклонении лица от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.
Из материалов дела следует, что согласно актам передачи рабочей документации, по адресу Гагарина, 18 передача объекта состоялась 16.07.2020, 16.09.2020; по адресу Карла Маркса, 9 передача объекта состоялась 16.10.2020.
Письмами от 02.07.2020 N 110, N 113, от 06.07.2020 N 120, от 17.07.2020 N 139, от 20.08.2020 N 183, от 20.08.2020 N 191, от 27.08.2020 N 185 Общество указало Фонду на необходимость дачи разъяснений по проектной документации и внесении изменений в нее. Работы приостанавливались Обществом по причине несоответствия проектной документации требованиям строительных норм и правил, в связи с внесением изменений в проектно-сметную документацию.
Исследовав переписку сторон, принимая во внимание дополнительные пояснения Фонда от 23.12.2020 в Бурятское УФАС России о том, что объем выполненных работ систем электроснабжения составляет около 80 процентов по каждому многоквартирному дому (т. 1, л.д. 198), суды признали, что названная переписка и требования Общества об уточнении отдельных аспектов проектной документации, а также выполнение большей части объема работ свидетельствуют о том, что ООО "СК "СтройИндустрия" не намеревалось уклоняться от исполнения Договора. Общество предпринимало меры по его надлежащему исполнению. Выполнение работ не в полном объеме в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков ввиду отсутствия в действиях общества недобросовестности.
Из материалов дела также видно и представитель Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердил, что Фонд частично соглашался с обращениями Общества о внесении изменений в проектную документацию с целью устранения отдельных ошибок и неточностей в документации и содействия в скорейшем завершении работ в надлежащем виде.
В этой связи суды правомерно признали обоснованными выводы антимонопольного органа о недоказанности наличия в поведении Общества признаков недобросовестности.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не учтено наличие спора между Обществом и Фондом о законности расторжения договора в одностороннем порядке и не приостановили производство по делу до рассмотрения дела N А10-5808/2020, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что сам по себе факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Договора, не свидетельствует о недобросовестном поведении и не может являться безусловным основанием для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций. В этой связи даже при наличии судебного решения, подтверждающего законность решения о расторжении договора в одностороннем порядке, сведения в Реестр недобросовестных подрядчиков не могут быть включены без анализа фактического поведения сторон при исполнении и расторжении контракта, определения вины, характера действий подрядчика.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган и суды не установили в действиях подрядчика недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2021 года по делу N А10-782/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядной организации в соответствующий реестр без оценки добросовестности ее действий в каждом конкретном случае. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных подрядных организаций по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из названных требований Положения N 615, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, подлежащих применению и к вопросу о возможности применения такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных подрядных организаций, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2021 г. N Ф02-6723/21 по делу N А10-782/2021