город Иркутск |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А10-3274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом про содействии Арбитражного суда Свердловской области, представителя федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - Шульгина С.В. (доверенность от 21.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года по делу N А10-3274/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Росреестр, регистрирующий орган) о признании недействительными действий по внесению в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) регистрационной записи о регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57 и об обязании исключить из ЕГРП вышеуказанную запись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерной государственную регистрацию за агентством права оперативного управления на объект культурного наследия "Здание уездного банка" (далее - объект культурного наследия, здание уездного банка) на основании одностороннего волеизъявления МТУ Росимущества о передаче спорного имущества в отсутствие волеизъявления принимающей имущество стороны.
Как указано в кассационной жалобе, регистрирующий орган в ходе проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов должен был истребовать документ, подтверждающий фактическую передачу и приемку объекта культуры. По мнению агентства, необходимость предоставления такого документа подтверждается содержанием письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.12.2017 N 14-14503/17, прямо следует из распоряжения МТУ Росимущества от 19.01.2021 N 75-34-р и в силу положений статей 6, 556, 655 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 18 статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Агентство также указывает на то, что составление первичных учетных документов, подтверждающих факт приемки и/или передачи объекта недвижимого имущества, в силу закона является обязательным, и подтверждает фактическое волеизъявление сторон на передачу и приемку объекта, а также определяет момент возникновения права оперативного управления, установленный положением пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, отсутствие согласия агентства, а также документов, подтверждающих фактическую приемку недвижимого имущества, а равно и момент возникновения права оперативного управления в силу указанной статьи и распоряжения МТУ Росимущества от 19.01.2021 N 75-34-р, является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.
Действия регистрирующего органа по регистрации права оперативного управления на передаваемый объект ввиду отсутствия акта приема-передачи объекта повлекли за собой возложение на агентство значительной финансовой нагрузки и повышение расходов, возникновение затруднений при ведении агентством бухгалтерского учета.
Выражая несогласие с выводом судов о том, что агентством избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, заявитель кассационной жалобы отмечает, что им в настоящем деле не оспаривалось наличие права оперативного управления, а указывалось только на нарушение порядка издания распоряжения N 75-34-р, что явилось основанием для возбуждения производства по делу N А78-5650/2021; приводит ссылки на судебную практику по делам NN А60-24278/2017, А60-24292/2017, А60-31316/2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.56-59, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
Представитель агентства в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, рассматриваемый объект культурного наследия площадью 291,6 кв. м с кадастровым номером 03:01:020118:171 является собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации N 03-03-11/012/2010-493 от 04.07.2010).
Агентство письмом от 18.02.2020 N 505/7 обратилось в Министерство культуры Российской Федерации (далее - министерство) за согласованием закрепления на праве оперативного управления объектов культурного наследия, в том числе здания уездного банка.
Министерство письмом от 19.03.2020 N 3817-01.1-63-НО согласовало закрепление за агентством запрашиваемого объекта.
Агентство письмом от 24.04.2020 N 1206/7 обратилось в МТУ Росимущества за принятием распорядительного акта о закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия, в том числе здания уездного банка.
Распоряжением МТУ Росимущества от 19.01.2021 N 75-34-р 9 объектов недвижимости, в том числе здание уездного банка, закреплены за агентством на праве оперативного управления.
На основании указанного выше распоряжения Росреестром внесена запись о государственной регистрации права оперативного управления агентства на объект культурного наследия.
Полагая, что действия регистрирующего органа по регистрации права оперативного управления не соответствуют действующему законодательству, агентство обратилось а арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что регистрирующим органом была соблюдена процедура регистрации права оперативного управления, а также установили, что агентством был избран ненадлежащий способ защиты нарушенного, по его мнению, права.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Пунктом 1 части 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 указанной статьи, истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, не допускается.
Частью 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению МТУ Росимущества о регистрации права оперативного управления на объект культурного наследия были приложены доверенность от 12.01.2021 N 7, распоряжение МТУ Росимущества от 19.01.2021 N 75-34-р.
Как верно указано судами и вопреки доводам кассационной жалобы, предоставление на государственную регистрацию акта приема-передачи имущества в оперативное управление, а также согласие лица, которому имущество передается в оперативное управление, ни Законом N 218-ФЗ, ни иными федеральными законами не предусмотрено.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также положения пунктов 1, 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 131, статей 209, 212, пункта 1 статьи 216, пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовых подходов, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что государственная регистрация права оперативного управления агентства на объект культурного наследия осуществлена Росреестром в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Акт приема-передачи объекта культурного наследия имеет правовое значение для ведения бухгалтерского учета, на что верно указывает сам заявитель кассационной жалобы, а не для регистрационных действий по передаче имущества из казны Российской Федерации, то есть не закрепленного за иными лицами.
Позиция агентства о том, что им избран надлежащий способ защиты нарушенного права и в связи с этим ссылка на дело N А78-5650/2021 судом округа отклоняются, поскольку в рамках указанного дела суды, помимо иных обстоятельств, пришли к аналогичным выводам о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права (решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 августа 2021 года оставлено без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2022 года).
Ссылка агентства на судебные акты по делам N N А60-24278/2017, А60-24292/2017, А60-31316/2017 не может быть принята, поскольку в них суды пришли к аналогичным настоящему делу выводам об отсутствии необходимости предоставления акта приема-передачи имущества для регистрации права оперативного управления при передаче имущества из казны Российской Федерации.
Представленное с апелляционной жалобой письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.12.2017 N 14-14503/17 является мнением указанного органа по частному вопросу применения норм права, законные выводы судов по данному делу не опровергает.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и уже являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку и выводы судов не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, суд округа полагает верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что оснований для признания незаконной записи о регистрации права оперативного управления на объект культурного наследия не имелось, действия регистрирующего органа не повлекли нарушения прав и законных интересов агентства.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года по делу N А10-3274/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указано судами и вопреки доводам кассационной жалобы, предоставление на государственную регистрацию акта приема-передачи имущества в оперативное управление, а также согласие лица, которому имущество передается в оперативное управление, ни Законом N 218-ФЗ, ни иными федеральными законами не предусмотрено.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также положения пунктов 1, 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 131, статей 209, 212, пункта 1 статьи 216, пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовых подходов, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17540/11, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что государственная регистрация права оперативного управления агентства на объект культурного наследия осуществлена Росреестром в соответствии с Законом N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2022 г. N Ф02-68/22 по делу N А10-3274/2021