Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2022 г. N Ф02-68/22 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А10-3274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года по делу N А10-3274/2021 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН: 7705395248; 125009, город Москва, Дегтярный пер., д. 8 стр. 3) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500; 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 13е) о признании недействительными действий по внесению в ЕГРП регистрационной записи о регистрации права оперативного управления заявителя на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республики Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д.57, об обязании исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации указанного права,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - Фатахудиновой О.Р. - представителя по доверенности от 31.12.2021,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - заявитель, ФГБУК АУИПИК или Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республики Бурятия или Управление) о признании недействительными действий по внесению в ЕГРП регистрационной записи о регистрации права оперативного управления заявителя на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республики Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Баргузин, ул. Красноармейская, д.57, об обязании исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации указанного права.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2021 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - третье лицо, МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года по делу N А10-3274/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что государственная регистрация права оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на "Здание уездного банка" в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принятое Управлением решение о регистрации права оперативного управления не нарушает прав и законных интересов заявителя, соответственно, основания для удовлетворения заявления о признании незаконной государственной регистрации права оперативного управления; об обязании исключить регистрационную запись отсутствовали.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУК АУИПИК обжаловало его в апелляционном порядке. Агентство считает, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным и необоснованным, так как оно вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, с допущением несоответствия обстоятельствам дела изложенных в судебных актах выводов, а также с неполным выяснением обстоятельств дела.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в данном случае волеизъявление, выраженное в фактическом принятии объекта культурного наследия "Здание уездного банка", площадью 291,6 кв.м, с кадастровым номером 03:01:020118:171, расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Баргузинский, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57 по акту приема-передачи, со стороны Агентства отсутствует. Регистрация права оперативного управления Агентства на объект была произведена лишь на основании одностороннего волеизъявления соответствующего территориального органа Росимущества, что нарушает права и законные интересы Агентства.
ФГБУК АУИПИК отмечает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводов Агентства относительного ненадлежащего проведения регистратором правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, в результате которой регистратор должен был истребовать у заявителя документ, предусмотренный Распоряжением в качестве основания, подтверждающего фактическую передачу и приемку Объекта, и по сути, являющийся приложением к Распоряжению.
Заявитель обращает внимание суда на правовую позицию Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, изложенную в письме от 13.12.2017 N 14-14503/17, согласно которой на государственную регистрацию права оперативного управления должен быть представлен документ, подтверждающий передачу закрепляемого имущества, при условии, если в решении собственника процедура закрепления имущества на праве оперативного управления включает в себя, в том числе передачу такого имущества в непосредственное владение и пользование учреждения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Республике Бурятия возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ФГБУК АУИПИК.
Представитель ФГБУК АУИПИК в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом Управлением Росреестра по Республике Бурятия заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя ФГБУК АУИПИК, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, объект культурного наследия "Здание уездного банка", площадью 291,6 кв.м., кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д.57, является собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации N 03-03-11/012/2010-493 от 04.07.2010).
ФГБУК АУИПИК письмом исх.N 505/7 от 18.02.2020 обратилось в Министерство культуры Российской Федерации за согласованием закрепления на праве оперативного управления объектов культурного наследия, в том числе "Здания уездного банка", расположенного в Республике Бурятия, Баргузинском районе.
Министерство культуры письмом от 19.03.2020 исх.N 3817-01.1-63-НО согласовало закрепление за заявителем запрашиваемых объектов культурного наследия.
ФГБУК АУИПИК письмом исх. N 1206/7 от 24.04.2020 обратилось в МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия за принятием распорядительного акта о закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия, в том числе "Здания уездного банка", расположенного в Республике Бурятия, Баргузинском районе.
Распоряжением МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р закреплено за ФГБУК АУИПИК на праве оперативного управления недвижимое имущество: 9 объектов недвижимости, в том числе объект культурного наследия "Здание уездного банка", площадью 291,6 кв.м., кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д.57.
На основании указанного распоряжения Управление Росреестра по Республике Бурятия внесло запись о государственной регистрации права оперативного управления ФГБУК АУИПИК на объект культурного наследия "Здание уездного банка", площадью 291,6 кв.м., кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57 (запись о государственной регистрации N 03:01:020118:171-03/048/2021-2 от 29.01.2021).
Считая действия регистрирующего органа по регистрации права оперативного управления незаконными, ФГБУК АУИПИК обратилось с заявлением об их оспаривании.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.01.2021 в Управление Росреестра по Республике Бурятия поступило заявление МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия о государственной регистрации права оперативного управления ФГБУК АУИПИК на здание, площадью 291,6 кв.м., кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Баргузин, ул.Красноармейская, д.57.
К заявлению приложены следующие документы: доверенность от 12.01.2021 N 7, распоряжение МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление на государственную регистрацию акта приема-передачи имущества в оперативное управление, а также согласие лица, которому имущество передается в оперативное управление, ни Законом о регистрации, ни иными федеральными законами не требуется.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Следовательно, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
В силу пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа государственной власти, наделенного соответствующими правами на распоряжение имуществом (пункт 53 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
В связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в настоящем случае не имелось законных оснований для проверки наличия согласия учреждения и его учредителя Министерства культуры Российской Федерации на приобретение недвижимого имущества в оперативное управление.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что наличие согласия учреждения и его учредителя на принятие имущества в оперативное управление подтверждается письмами от 24.04.2020 N 1206/7, от 19.03.2020 N 3817-01.1-63-НО.
Доказательств того, что распоряжение МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия N 75-34-р от 19.01.2021 оспорено и признано недействительным, заявителем в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-5650/2021 в удовлетворении заявления ФГБУК АУИПИК отказано.
Поскольку право оперативного управления возникает с момента государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22), представления двустороннего акта передачи имущества для регистрации права не требуется.
Доводы заявителя о необходимости применения аналогии закона с регистрацией перехода права собственности, например, в случае заключения договора купли-продажи недвижимости, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в настоящем случае переход права собственности не происходит, имущество, находящееся в государственной казне, закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что заявление подано собственником во исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации, то есть в пятидневный срок с даты принятия соответствующего распорядительного акта.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что доводы заявителя о том, что Управлением незаконно произведена регистрация права оперативного управления, поскольку к заявлению не приложен двусторонний акт о передачи имущества, подписанный сторонами, и отсутствует согласие заявителя и Министерства культуры Российской Федерации, подлежал отклонению как необоснованные.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что государственная регистрация права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на "Здание уездного банка" в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принятое Управлением решение о регистрации права оперативного управления не нарушает прав и законных интересов заявителя, соответственно, основания для удовлетворения заявления о признании незаконной государственной регистрации права оперативного управления; об обязании исключить регистрационную запись отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу указанной нормы заинтересованность лица устанавливается из наличия у этого лица субъективного права и представления доказательств нарушения данного права ответчиком.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного интереса (статья 12 ГК РФ).
К тому же способ защиты не должен нарушать права и законные интересы иных лиц. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная защита по правилам главы 24 АПК РФ предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Особенностью рассмотрения дел в порядке главы 24 АПК РФ является характер правоотношений между органом, осуществляющим публичные полномочия, и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административная сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - "Постановление N 10/22"), зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 53 Постановления N 10/22).
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что заявитель в настоящем деле фактически оспаривает наличие права оперативного управления у ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". Анализ доводов заявителя свидетельствует о его несогласии с фактом закрепления за ним на праве оперативного управления спорного объекта недвижимости.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, в споре между заявителем и заинтересованным лицом - регистрирующим органом не может быть разрешен спор о правах ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в отношении спорного имущества, что свидетельствует о ненадлежащем способе защиты права.
Как правильно указал суд первой инстанции, подобный спор может быть разрешен только в порядке искового производства между Агентством и МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, в силу разъяснений пунктов 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". При этом государственный регистратор не является ответчиком по таким искам.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.06.2012 N 17540/11, избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришёл к законному выводу о том, что в удовлетворении требований заявителя о признании действий по внесению в ЕГРП регистрационной записи о регистрации права оперативного управления заявителя на объект недвижимого имущества, необходимо отказать.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2021 года по делу N А10-3274/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3274/2021
Истец: ФГБУ культуры Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Третье лицо: РОСИМУЩЕСТВО В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ