Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6. О квалификации объектов в качестве строений и сооружений вспомогательного использования
В соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом, учитывая, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие), указаны в подпункте 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ, а строения и сооружения вспомогательного использования отдельно обозначены в подпункте 3 части 17 названной статьи, можно заключить, что последние объекты следует относить к объектам капитального строительства.
Возможность осуществлять строительство строений и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Вместе с тем действующее законодательство не раскрывает конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, однако исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений), для которых не требуется разрешение на строительство.
Основным и очевидным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому иной объект будет являться вспомогательным, не имея самостоятельного назначения. Такой критерий можно обозначить как функциональный.
Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Так, по одному из дел суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что спорная подстанция не может быть признана сооружением вспомогательного использования, поскольку основной объект (многоквартирный жилой дом), для обслуживания которого предназначена трансформаторная подстанция, возведен не был (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 апреля 2015 года по делу N А19-1866/2014).
Дополнительным критерием, вытекающим из норм градостроительного законодательства, условно можно выделить относимость рассматриваемых объектов к объектам пониженного уровня ответственности.
Этот критерий можно охарактеризовать как качественный или технический.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно Письму Минрегиона Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", которое, однако, не является нормативным актом, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований".
В соответствии с пунктом 10.1 и приложением А ГОСТа 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенным в действие с 01.07.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст, к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся: а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей: б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
В рамках другого дела суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направляя дело на новое рассмотрение, указал на неверное определение судами класса сооружения и, соответственно, уровня ответственности.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал на недопустимость изменения параметров существующего здания (посредством пристройки к нему), то есть фактической реконструкции объекта капитального строительства под видом возведения отдельного объекта вспомогательного назначения, для которого не требуется разрешение на строительство (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2015 года по делу N А19-464/2014).
Вместе с тем, к самовольной реконструкции недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, в полной мере применимы положения статьи 222 ГК РФ (пункт 28 постановления Пленума ВС РФ/ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Неверная оценка судом спорного объекта как вспомогательного влечет ошибочное применение к нему нормы пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ и оставляет неисследованным круг обстоятельств, входящих в предмет доказывания по спорам о самовольных постройках.
<< Раздел 5 Раздел 5 |
Раздел 7 >> Раздел 7 |
|
Содержание Аналитическая справка по результатам обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о самовольных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.