город Иркутск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А78-4568/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Бронниковой И.А., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2021 года по делу N А78-4568/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, далее - РСТ Забайкальского края) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435, далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании действий инспекции по внесению записи ГРН 2207500100146 от 11.09.2020 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1167536057842, ИНН 7536162503, далее - ООО "Альфа", общество) незаконными, об обязании инспекции аннулировать из ЕГРЮЛ указанную запись.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Филькин Алексей Яковлевич (далее - Филькин А.Я.), Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044, далее - УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2021 года произведена замена третьего лица - УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, действия инспекции по внесению записи в ЕГРЮЛ от 11.09.2020 о прекращении деятельности ООО "Альфа" признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов РСТ Забайкальского края путем исключения из ЕГРЮЛ записи N 2207500100146 от 11.09.2020 о прекращении ООО "Альфа" путем его ликвидации.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2022 года произведена замена инспекции на ее правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, ИНН 536057354, далее - Управление).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2022 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2021 года оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что у РСТ Забайкальского края имелась возможность получить информацию о принятом решении о ликвидации общества из ЕГРЮЛ не только в журнале "Вестник государственной регистрации", но и в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Считает пропущенным срок на подачу заявления, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в суд округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении ООО "Альфа" РСТ Забайкальского края вынесены, вступили в силу и не исполнены постановления о назначении административного наказания от 27.06.2019 N 261-Н-А/П-19, от 10.10.2019 N 518-Н-А/П-19, N 519-Н-А/П-19, N 521-Н-А/П-19, N 522-Н-А/П-19, N 523-Н-А/П-19, от 19.12.2019 N 670-Н-А/П-19, от 26.12.2019 N 725-Н-А/П-19, N 726-Н-А/П-19 в виде административных штрафов на общую сумму 900 000 рублей, в то числе в размере 100 000 рублей по каждому постановлению, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесены следующие записи в отношении общества: 04.03.2020 - принятие юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора на основании решения о ликвидации, принятого единственным учредителем общества 26.02.2020; 14.08.2020 - составление промежуточного ликвидационного баланса юридического лица на основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица; 11.09.2020 - ликвидация юридического лица на основании заявления о ликвидации, ликвидационного баланса (запись N 2207500100146).
Обществом опубликовано сообщение о добровольной ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации" N 11 (778) 18.03.2020, согласно которому требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения.
Указанные административные штрафы не были учтены ликвидатором при составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса общества.
Кроме того, по заявлению УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к ООО "Альфа" о взыскании финансовых санкций в размере 1 500 рублей за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (по форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж) за ноябрь, декабрь 2019 года, календарный 2019 год, на основании трех решений о привлечении к ответственности 20.08.2020 Арбитражным судом Забайкальского края возбуждено дело N А78-7238/2020.
С учетом ликвидации общества, состоявшейся после возбуждения дела, 06.10.2020 судом вынесено определение о прекращении производства по делу N А78-7238/2020 на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица ООО "Альфа", РСТ Забайкальского края обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Альфа" в связи с его ликвидацией ввиду нарушения порядка ликвидации данного общества, установленного статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и непредставления всех предусмотренных статьей 21 Закон N 129-ФЗ документов, что привело к нарушению прав кредитора - РСТ Забайкальского края.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В подпунктах "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2017 N 4407/14, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112 и от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, однако ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчеты. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае ликвидация общества осуществлена на основании ликвидационного баланса, не отражающего наличие задолженности по уплате административных штрафов перед РСТ Забайкальского края. При этом ликвидируемому должнику и его ликвидатору (Филькину А.Я., являющемуся директором и единственным учредителем (участником) ООО "Альфа") было известно о неисполненных перед кредитором обязательствах.
Так, Филькин А.Я. подтвердил принадлежность ему подписи на постановлении о назначении административного наказания от 27.06.2019 N 261-Н-А/П-19. Кроме того, доказательства того, что ликвидатор уведомил РСТ Забайкальского края о ликвидации общества, в материалы дела не представлены.
Таким образом, поскольку представленные ликвидатором ООО "Альфа" в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества (представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отвечает требованиям достоверности содержащейся в нем информации).
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявление РСТ Забайкальского края.
Довод заявителя кассационной жалобы о пропуске РСТ Забайкальского края предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока подлежит отклонению, так как суд первой инстанции в соответствии с названной нормой оценил и проверил доводы и доказательства, представленные в этой части, и установил, что срок на обращение в суд пропущен не был.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2021 года по делу N А78-4568/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2017 N 4407/14, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112 и от 05.10.2016 N 304-КГ16-12146, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, однако ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчеты. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф02-1668/22 по делу N А78-4568/2021