город Иркутск |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А33-34339/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Деревцовой К.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края представителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Мининой Ю.А. (доверенность от 29.12.2021, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента городского хозяйства администрации города Красноярска на определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 года по делу N А33-34339/2019 Арбитражного суда Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ларионов Гавриил Викторович (далее также - предприниматель Ларионов Г.В., истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее также - учреждение, ответчик) об обязании устранить препятствия в пользовании истцом земельными участками с кадастровыми номерами 24:50:0300294:48 и 24:50:0300294:160, расположенными по адресу: г. Красноярск, Енисейский тракт, 25, общей площадью 2 158 кв.м и 2 839 кв.м путем демонтажа бетонного забора со стороны земельного участка (территории общего пользования) с кадастровым номером 24:50:0000000:341562 по ул. Енисейский тракт (улично-дорожная сеть) в следующих координатах: для прохода в координатах: Х - 640017,21, Y - 102211,38 (Точка А), Х - 640014,99, Y - 102219,77 (Точка Б); для проезда в координатах: Х - 640005,94, Y - 102256,69 (Точка С), Х - 640004,44, Y - 102263,75 (Точка Д), в соответствии с заключением кадастрового инженера от 15.07.2021 N 21.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Красноярска (учредитель ответчика), департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярка, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 сентября 2021 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (далее также - департамент) на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой как лицо, не участвовавшее при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 года производство по апелляционной жалобе департамента прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с определением апелляционного суда, департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В обоснование доводов заявитель кассационной жалобы указал, что принятый судом первой инстанции судебный акт напрямую затрагивает права департамента и возлагает на него определенные обязанности как на лицо, к полномочиям которого относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В кассационной жалобе также приведены доводы о том, что департамент выступает главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения.
12 мая 2022 года до начала судебного заседания в суд кассационной инстанции в через электронную систему подачи документов "Мой Арбитр" поступило ходатайство учреждения об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
На основании статей 153.1 и 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 27 апреля 2022 года и определение о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи от 04 мая 2022 года выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлены участвующим в деле лицам посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru)).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Третий арбитражный апелляционный суд, прекращая производство по апелляционной жалобе департамента, исходил из отсутствия у него права на обжалование судебного акта на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обжалуемый судебный акт не содержит выводов относительно прав и обязанностей департамента.
Проверив правильность применения судом норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным названным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Из содержания указанной нормы и приведенных разъяснений следует, что необходимым условием для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта является то, что этот судебный акт был принят относительно его прав и обязанностей. При этом судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора или другого лица либо на это лицо возлагаются какие-либо обязанности. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование принятого судебного акта. Для возникновения у такого лица права на обжалование судебного акта необходимо, чтобы указанный судебный акт не просто затрагивал права и обязанности этого лица, а был принят непосредственно о его правах и обязанностях.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, департамент не является лицом, участвующим в деле, к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица не привлекался, апелляционная жалоба подана департаментом как структурным подразделением администрации города Красноярска, а судебный акт не содержит каких-либо суждений и выводов относительно установления прав департамента и возложения на него каких-либо обязанностей.
Отклоняя доводы департамента, аналогичные доводам, приведенным в кассационной жалобе, апелляционный суд верно отметил, что наделение департамента функциями главного распорядителя бюджетных средств в отношении учреждения не является основанием для возникновения у арбитражного суда безусловной обязанности для привлечения данного лица к участию в деле. Наличие у департамента заинтересованности в исходе гражданско-правового спора также не является самостоятельным и безусловным основанием для привлечения его к участию в деле, при том, что учреждение, выступающее ответчиком по делу, является самостоятельным юридическим лицом, обладающим правоспособностью (пункт 8 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, решение суда первой инстанции не содержит прямых указаний на необходимость внесения изменений в схему дорожного движения и изменения проезда с дорог общего пользования и, соответственно, не возлагает данную обязанность на департамент.
Как следует из абзаца третьего пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 БК РФ), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В рассматриваемом случае удовлетворенные судом первой инстанции исковые требования носят неимущественный характер, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации так же подлежат отклонению как необоснованные.
В данном случае, установив, что решение суда первой инстанции ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях не содержит суждений и выводов относительно прав и обязанностей департамента, права указанного лица относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены, участником правоотношений, установленных судом, данное лицо не является, апелляционный суд правомерно прекратил производство по апелляционной жалобе департамента применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном понимании приведенных норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 года основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 года по делу N А33-34339/2019 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из абзаца третьего пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 БК РФ), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В рассматриваемом случае удовлетворенные судом первой инстанции исковые требования носят неимущественный характер, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации так же подлежат отклонению как необоснованные."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2022 г. N Ф02-2328/22 по делу N А33-34339/2019