город Иркутск |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А58-5492/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н., рассмотрев кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года по делу N А58-5492/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" (ОГРН 1192536024064, ИНН 2540252341, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - комитет, тарифный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 04/21 от 19.07.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество, заведомо зная и располагая информацией (схемой) о том, что линия КЛ-10 кВ является резервной, под напряжением не стоит, не используется для осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии в отношении потребителей - Публичного акционерного общества "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") и Общества с ограниченной ответственностью "СГК-1" (далее - ООО "СГК-1"), направило в тарифный орган в целях обоснования тарифа заведомо недостоверные сведения, представление которых предусмотрено пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила N 1178) и пунктом 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии ТСО), в связи с чем соответствующие деяния общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 19.7.1 КоАП.
Заявителем к кассационной жалобе приложены дополнительные документы (решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-827/2021, приказ ФАС России от 14.04.2021 N 349/21, материалы административного дела), которые в соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", принятию судом кассационной инстанции не подлежат и возвращаются представившему их лицу.
Общество в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 01.04.2022.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год общество направило в тарифный орган соответствующие обосновывающие документы, в том числе на соответствие Критериям ТСО.
На основании представленных документов комитет пришел к выводу о том, что общество соответствует требованиям, предъявляемым к территориальным сетевым организациям и приняло Постановление N 315 от 25.12.2020 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии преимущественно потребителям, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются в рамках единого технологического процесса ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", оказываемые АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год" (далее - Постановление N 315).
По итогам рассмотрения заявления ПАО "Газпром" о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО "Газпром энергосбыт" и комитетом Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России) принят приказ N 349/21 от 14.04.2021, которым Постановление N 315 отменено.
В обстоятельствах, изложенных в приказе ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, тарифный орган усмотрел достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в связи с чем 29.04.2021 возбудил дело об административном правонарушении.
14.07.2021 комитетом в отношении общества составлен протокол N 04/21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.1. КоАП РФ, в котором зафиксировано, что общество в процессе установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии ввело в заблуждение тарифный орган, представив недостоверную информацию о подключении и использовании для оказания услуг по передаче электрической энергии линии КЛ-10 кВ.
19.07.2021 комитет вынес постановление N 04/21 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласилось с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательства представления обществом в целях обоснования тарифа на 2021 год в тарифный орган недостоверных сведений, так и заведомой недостоверности этих сведений отсутствуют; объективная сторона вмененного обществу административного правонарушения комитетом не доказана.
Между тем судами не учтено следующее.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила N 1178, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", которым утверждены Критерии ТСО.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно Положению о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 N 468, комитет является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Согласно пункту 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии), в том числе об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1178 к заявлениям, направленным в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13); утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев ТСО (подпункт 16).
В силу пункта 24 Правил N 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Согласно пункту 2 Критериев ТСО (в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 315) для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Таким образом, претендент на получение статуса территориальной сетевой организации обязан, в том числе подтвердить наличие во владении на праве собственности и (или) на ином законном основании линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных) не менее 2 указанных выше проектных номинальных классов напряжения соответствующей протяженности, фактически расположенных и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенных с трансформаторными и иными подстанциями.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, с целью установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обществом в тарифный орган в обоснование соответствия второму Критерию ТСО были представлены следующие обосновывающие материалы:
- По ВЛ 35 кВ N 1: акт ввода о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС1а от 17.03.2020 N ООБП-000001, реестр актов ввода основных средств по объекту, завершенному строительством (реконструкцией); выписка из ЕГРН о праве собственности на ВЛ 35 кВ N 1; ведомость амортизации основных средств; инвентарная карточка учета объекта основных средств ПС 35/10 кВ КС-2, ВЛ 35 кВ N 1;
- По КЛ 10 кВ: акт ввода о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а от 23.05.2020 N ООБП-000017, реестр актов ввода основных средств по объекту, завершенному строительством (реконструкцией); проектная документация "Строительство новой ПС 35/10 кВ КС-2 с питающими ВЛ 35 кВ, Республика Саха (Якутия) Отходящая кабельная линия 10 кВ от ПС 35/10 кВ КС-2"; ведомость амортизации основных средств; инвентарная карточка учета объекта основных средств ПС 35/10 кВ КС-2 КЛ 10кВ;
а также схема расположения сетевого оборудования и сетей энергоснабжения, на которой была обозначена линия КЛ-10 кВ; расчет условных единиц в соответствии с Таблицей N П2.1 Приложения 2 Методических указаний N 20-э/2 с учетом данной линии; пояснительная записка к расчету тарифов на передачу электрической энергии с указанием на то, что общество владеет на праве собственности линиями электропередачи (воздушными (ВЛ 35кВ N1, N2) и кабельными (КЛ 10 кВ)), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности.
В обоснование наличия в деянии общества события вмененного административного правонарушения тарифный орган указывал, что с целью установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обществом в тарифный орган были представлены заведомо недостоверные сведения в обоснование своего соответствия второму Критерию ТСО, а именно о находящейся в его владении на праве собственности кабельной линии электропередачи (КЛ 10 кВ)), которая фактически не была подключена и не использовалась в оказании услуг по передаче электрической энергии для потребителей ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", в связи с чем тарифный орган был введен обществом в заблуждение относительно изложенных обстоятельств, что подтверждается, в том числе Приказом ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, согласно которому для оказания услуги по передаче электрической энергии ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром" общество владеет на праве собственности линией электропередач одного класса напряжения 35 кВ и не соответствует второму критерию ТСО, а КЛ-10 кВ не может учитываться при определении соответствия общества Критериям ТСО, в связи с чем тарифный орган признан нарушившим пункт 24 Правил N 1178, пункт 2 Критериев ТСО, а Постановление N 315 отменено.
Соответствующие обстоятельства изложены тарифным органом и в оспариваемом обществом постановлении.
Однако вопреки изложенным доводам и представленным комитетом доказательствам судами первой и апелляционной инстанций сделан необоснованный вывод о том, что обществом на установление тарифов на электрическую энергию на 2021 год были представлены обосновывающие материалы, в том числе на соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и в материалах дела отсутствуют доказательства как представления обществом недостоверных сведений в целях обоснования тарифа, так и заведомой недостоверности этих сведений.
Более того, судами не дана оценка и доводам самого общества о том, что кабельная линия электропередачи КЛ 10 кВ является резервной (приведенным при рассмотрении ФАС России заявления ПАО "Газпром" о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО "Газпром энергосбыт" и тарифным органом, а также в ходе судебного разбирательства) и, следовательно, не подключена к энергопринимающим устройствам потребителей и не используется для осуществления регулируемого вида деятельности, в связи с чем в соответствии с вышеизложенными нормами материального права документы относительно данной линии электропередач вообще не могли быть представлены в тарифный орган с заявлением об установлении тарифа в числе документов, подтверждающих соответствие общества Критериям ТСО.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства судами не дана в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ полная и всесторонняя оценка всем заявленным участвующими в деле лицами доводам и представленным ими доказательствам, не установлены все имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего дела обстоятельства, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, рассмотреть доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, исследовать и оценить в совокупности и взаимной связи все имеющиеся в деле доказательства, установить все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, и, руководствуясь подлежащими применению нормами материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2021 года по делу N А58-5492/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование наличия в деянии общества события вмененного административного правонарушения тарифный орган указывал, что с целью установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обществом в тарифный орган были представлены заведомо недостоверные сведения в обоснование своего соответствия второму Критерию ТСО, а именно о находящейся в его владении на праве собственности кабельной линии электропередачи (КЛ 10 кВ)), которая фактически не была подключена и не использовалась в оказании услуг по передаче электрической энергии для потребителей ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", в связи с чем тарифный орган был введен обществом в заблуждение относительно изложенных обстоятельств, что подтверждается, в том числе Приказом ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, согласно которому для оказания услуги по передаче электрической энергии ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром" общество владеет на праве собственности линией электропередач одного класса напряжения 35 кВ и не соответствует второму критерию ТСО, а КЛ-10 кВ не может учитываться при определении соответствия общества Критериям ТСО, в связи с чем тарифный орган признан нарушившим пункт 24 Правил N 1178, пункт 2 Критериев ТСО, а Постановление N 315 отменено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2022 г. N Ф02-1739/22 по делу N А58-5492/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1239/2023
14.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6035/2021
19.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5492/2021
26.05.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1739/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6035/2021
14.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5492/2021