город Иркутск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А58-5492/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н., рассмотрев кассационную жалобу Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" (ОГРН 1192536024064, ИНН 2540252341, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - комитет, тарифный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 04/21 от 19.07.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2022 года постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии в деянии общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, указывает на то, что нормативно-правовые акты не содержат разъяснений, какое оборудование в рамках понятия критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям считается используемым для осуществления регулируемой деятельности; при подаче заявления в тарифный орган в период тарифной компании общество исходило из того, что линия KЛ-10 кВ используется для осуществления регулируемой деятельности в статусе резервной линии, в целях обеспечения надежности энергоснабжения; обществом в тарифный орган представлены достоверные сведения, обязательность представления которых предусмотрена нормативно-правовыми актами, какая-либо недостоверность в представленных сведениях отсутствовала; тарифный орган при наличии сомнений относительно представленных документов, имея соответствующие полномочия, мог запросить у общества дополнительные документы и сведения, а также провести визуальную проверку линий электропередач, однако указанные действия тарифным органом не были произведены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 02.03.2023.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей арбитражного суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год общество направило в тарифный орган соответствующие обосновывающие материалы, в том числе на соответствие пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии ТСО), по имеющимся на праве собственности воздушной (ВЛ 35кВ N1) и кабельной (КЛ 10 кВ) линиям электропередачи, подлежащим использованию для осуществления регулируемой деятельности.
На основании представленных документов комитет пришел к выводу о том, что общество соответствует требованиям, предъявляемым к территориальным сетевым организациям и приняло Постановление N 315 от 25.12.2020 "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии преимущественно потребителям, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются в рамках единого технологического процесса ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", оказываемые АО "ДВЭУК-ГенерацияСети" на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 год" (далее - Постановление N 315).
По итогам рассмотрения заявления ПАО "Газпром" о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО "Газпром энергосбыт" и комитетом Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России) принят приказ N 349/21 от 14.04.2021, которым Постановление N 315 отменено.
Из обстоятельств, изложенных в приказе ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, тарифный орган усмотрел достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в связи с чем 29.04.2021 возбудил дело об административном правонарушении.
14.07.2021 комитетом в отношении общества составлен протокол N 04/21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.1. КоАП РФ, в котором указано, что общество в процессе установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии ввело в заблуждение тарифный орган, представив недостоверную информацию о подключении и использовании для оказания услуг по передаче электрической энергии линии КЛ-10 кВ.
19.07.2021 комитет вынес постановление N 04/21 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения последнего к административной ответственности, обоснованности назначенного административного наказания, а также отсутствия оснований для применения правовых последствий, предусмотренных статьями 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", которым утверждены Критерии ТСО.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 N 468, комитет является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
Из пункта 8 Правил N 1178 следует, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Согласно пункту 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии), в том числе об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В силу пункта 17 Правил N 1178 к заявлениям, направленным в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13); утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев ТСО (подпункт 16).
Как следует из пункта 24 Правил N 1178, основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 2 Критериев ТСО (в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 315) для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Таким образом, претендент на получение статуса территориальной сетевой организации обязан, в том числе подтвердить наличие во владении на праве собственности и (или) на ином законном основании линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных) не менее 2 указанных выше проектных номинальных классов напряжения соответствующей протяженности, фактически расположенных и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенных с трансформаторными и иными подстанциями.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что с целью установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обществом в тарифный орган были представлены заведомо недостоверные сведения в обоснование своего соответствия второму Критерию ТСО, а именно о находящейся в его владении на праве собственности кабельной линии электропередачи (КЛ 10 кВ), которая фактически не была подключена и не использовалась в оказании услуг по передаче электрической энергии для потребителей ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", в связи с чем уполномоченный орган был введен обществом в заблуждение относительно изложенных обстоятельств, что подтверждается, в частности, Приказом ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, согласно которому для оказания услуги по передаче электрической энергии ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром" общество владеет на праве собственности линией электропередач одного класса напряжения 35 кВ и не соответствует пункту 2 Критериев ТСО, а КЛ-10 кВ не может учитываться при определении соответствия общества требованиям данных Критериев, в связи с чем тарифный орган признан нарушившим требования пункта 24 Правил N 1178, пункта 2 Критериев ТСО, а Постановление N 315 отменено; приняли во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в связи с чем при совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года по тому же делу в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что с целью установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обществом в тарифный орган были представлены заведомо недостоверные сведения в обоснование своего соответствия второму Критерию ТСО, а именно о находящейся в его владении на праве собственности кабельной линии электропередачи (КЛ 10 кВ), которая фактически не была подключена и не использовалась в оказании услуг по передаче электрической энергии для потребителей ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром", в связи с чем уполномоченный орган был введен обществом в заблуждение относительно изложенных обстоятельств, что подтверждается, в частности, Приказом ФАС России N 349/21 от 14.04.2021, согласно которому для оказания услуги по передаче электрической энергии ООО "СГК-1" и ПАО "Газпром" общество владеет на праве собственности линией электропередач одного класса напряжения 35 кВ и не соответствует пункту 2 Критериев ТСО, а КЛ-10 кВ не может учитываться при определении соответствия общества требованиям данных Критериев, в связи с чем тарифный орган признан нарушившим требования пункта 24 Правил N 1178, пункта 2 Критериев ТСО, а Постановление N 315 отменено; приняли во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в связи с чем при совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф02-1239/23 по делу N А58-5492/2021
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1239/2023
14.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6035/2021
19.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5492/2021
26.05.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1739/2022
17.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6035/2021
14.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5492/2021