город Иркутск |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А78-10081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Бочкарниковой Л.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Белокрыловой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Григорьевой В.Б. (доверенность от 21.04.2022, паспорт, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Леонтьевой О.А. (доверенность от 16.03.2022, удостоверение, диплом), федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Жиляевой А.В. (доверенность от 18.01.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 февраля 2022 года по делу N А78-10081/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 075/04/9.21-146/2021 от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края 03 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что привлечение ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности осуществлено в отсутствие закона, устанавливающего административную ответственность; диспозицией статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность только за дискриминацию при доступе к услугам по передаче электрической энергии, правоотношения по технологическому присоединению в рассмотренном деле отсутствуют; конкретного действия (бездействия) сетевой организации, нарушающего закон, являющегося основанием для привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ административным органом не установлено, и не описано; постановление административного органа и судебные акты по настоящему делу построены на иных судебных актах, однако источником права в РФ является норма права; третье лицо связывает превышение количества часов отключений с ненадлежащим содержанием электроустановок, что образует отдельный состав правонарушений, предусмотренный статьей 9.22 КоАП РФ, и, является предметом государственного контроля органов Ростехнадхора; применение административного наказания по делу об административном правонарушении осуществлено вне пределов компетенции антимонопольного органа.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "РТРС" выражает несогласие с доводами общества; от Управления отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал; представители Управления и третьего лица указали на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление филиала ФГУП "РТРС" на незаконные действия АО "Читаэнергосбыт", выразившиеся в превышении допустимого числа отключений электрической энергии в год (72 часа) энергопринимающих установок, что свидетельствует о совершении административного правонарушения.
Определением от 28.05.2021 Забайкальским УФАС было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку согласно представленных актов об осуществлении технологического присоединения объекты имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО "Россети Сибирь", категория надежности объектов - третья; АО "Читаэнергосбыт" не является субъектом естественной монополии и не может выступать в качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
ФГУП "РТРС" также обратилось с заявлением N 12-16-06/б/н от 29.04.2021 по факту нарушения ПАО "Россети Сибирь" пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), выразившегося в превышении допустимого числа отключений электрической энергии в год 72 часа в отношении 30 объектов предприятия 3 категории надежности.
28.05.2021 Забайкальским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела N 075/04/9.21-146/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ПАО "Россети Сибирь" по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По факту выявленного в ходе проведенного административного расследования нарушения обществом пункта 31(6) Правила недискриминационного доступа должностным лицом административного органа 16.08.2021 в отношении ПАО "Россети Сибирь" составлен протокол об административном правонарушении, которым действия общества квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением N 075/04/9.21-146/2021 от 28.09.2021 ПАО "Россети Сибирь" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая постановление законным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соблюдения процедуры и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение такого правонарушения влечет привлечение к ответственности по части 2 той же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Как следует из материалов дела, 28.02.2011 между АО "Читаэнергосбыт" и ФГУП "РТРС" заключен договор энергоснабжения N 090091. Согласно пункту 3.1.6 договора АО "Читаэнергосбыт" приняло на себя обязательство доводить до потребителя утвержденные сетевой организацией в уполномоченном органе исполнительной власти и предоставленные поставщику "Графики аварийного ограничения режима потребления э/энергии". В пункте 6.1.1 договора предусмотрено, что допустимое число часов отключений не может составлять более 72 часов.
В ходе проведенного Забайкальским УФАС России административного расследования установлено, что согласно актам об осуществлении технологического присоединения объекты ФГУП "РТРС" имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО "Россети Сибирь".
Из пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа следует, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (абзац 1). Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац 7).
Из указанной нормы следует, что на сетевую организацию возложена ответственность по обеспечению надежности электроснабжения, включая необходимость соблюдения предусмотренной Правилами продолжительности отключения от электроснабжения для третьей категории надежности - не более чем на 72 часа в год.
Пунктом 30 Основных положений N 442 предусмотрено уведомление потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации невозможно без их ограничения режима потребления.
Суды установили, что за 2020 год обществом превышено допустимое количество отключений электрической энергии в отношении 30 объектов третьего лица. Надлежащих уведомлений об ограничении режима потребления от АО "Читаэнергосбыт" и ПАО "Россети Сибирь" в адрес филиала ФГУП "РТРС" не направлялось.
При этом сетевой организацией не представлены надлежащие доказательства согласования таких отключений с Управлением Ростехнадзора по Забайкальскому краю.
Напротив, Управление Ростехнадзора в ответе на запрос Забайкальского УФАС России от 10.06.2021 N 351-2133 сообщило, что был согласован "Сводный график работ по ремонту оборудования и ВЛ филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Читаэнерго" на 2020 год, однако данным графиком не предусматривалось отключение конкретных объектов филиала ФГУП "РТРС".
Обществом представлены журналы не по всем объектам предприятия, в которых фиксировались отключения; отраженные в таких журналах данные носят противоречивый характер; документально подтвержденную информацию о причинах отключения суммарной длительностью более допустимых 72 часов в отношении объектов ФГУП "РТРС", которые могли бы быть расценены судом в качестве обстоятельств, исключающих вину в совершении вмененного правонарушения, ПАО "Россети Сибирь" не представило.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество нарушило требования абзаца 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом того обстоятельства, что вступившими в законную силу постановлениями Забайкальского УФАС от 08.10.2020 N 075/04/9.21-20/2020 и от 27.05.2021 N 075/04/9.21-92/2021 ПАО "Россети Сибирь" уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды признали наличие вины общества в совершении вменяемого правонарушения, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом установленных требований в силу каких-либо чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Учитывая, что обществом допущено превышение нормативно допустимого количества отключений за год (за период 2020 года), суды верно указали на соблюдение годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, установив соответствие размера назначенного штрафа санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, невозможность признания правонарушения малозначительным и отсутствие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопреки доводам общества о том, что несоблюдение требований пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа не может быть квалифицировано по статье 9.21 КоАП РФ, поскольку названной нормой определены правила оказания услуги, а не доступа к ней, суды обоснованно указали, что указанное нарушение, выражающееся в превышении допустимого числа часов отключения электрической энергии в год, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или (при повторности) частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Такая правовая позиция поддержана Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года N 304-АД18-13262, от 5 марта 2021 года N 304-ЭС21-368 и от 5 марта 2021 года N 304-ЭС21-346. При этом Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций.
На основании части 1 статьи 23.48 КоАП РФ ФАС России и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе, статьей 9.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы, указанные в кассационной жалобе, иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края 03 февраля 2022 года по делу N А78-10081/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам общества о том, что несоблюдение требований пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа не может быть квалифицировано по статье 9.21 КоАП РФ, поскольку названной нормой определены правила оказания услуги, а не доступа к ней, суды обоснованно указали, что указанное нарушение, выражающееся в превышении допустимого числа часов отключения электрической энергии в год, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или (при повторности) частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Такая правовая позиция поддержана Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года N 304-АД18-13262, от 5 марта 2021 года N 304-ЭС21-368 и от 5 марта 2021 года N 304-ЭС21-346. При этом Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций.
На основании части 1 статьи 23.48 КоАП РФ ФАС России и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе, статьей 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2022 г. N Ф02-2932/22 по делу N А78-10081/2021