город Иркутск |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А19-9416/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Черемхово" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года по делу N А19-9416/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 382003781531, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление) о признании недействительным распоряжения от 08.02.2021 N 38/35-и "О безвозмездной передаче имущества, составляющего Государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность муниципального образования "город Черемхово".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"; пункта 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей"; неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что Управление приняло оспариваемое распоряжение о передаче в муниципальную собственность объектов электроснабжения без учета волеизъявления муниципального образования "город Черемхово", и доводов Администрации о необходимости передачи объектов специализированному электросетевому предприятию, учитывая поступление жалоб от жителей на некачественное электроснабжение обслуживание электрических сетей; Управление не приняло во внимание, что содержание объектов электросетевого хозяйства носит обременительный характер содержания для местного бюджета и требует дополнительных расходов, компенсация которых должна быть обусловлена передачей такого имущества; Управление передало электрические сети в неудовлетворительном состоянии и с нарушением порядка передачи имущества в отсутствие необходимых документов для эксплуатации спорных объектов; на Администрацию незаконно возложены обязанности по принятию и содержанию указанного в распоряжении имущества.
Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение размещено на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, Администрация письмом от 28.09.2020 N 1733 обратилась в адрес Управления с предложением принять неотложные меры по обеспечению ремонта и обслуживания электросетевых объектов, расположенных на территории муниципального образования "город Черемхово", являющихся федеральной собственностью, в связи с тем, что арендатором ООО "Иркутская электросетевая компания" прекращены все действия, связанные с ремонтом и обслуживанием существующих объектов электросетевого хозяйства; в период прохождения отопительного периода аварийное отключение потребителей электрической энергии недопустимо.
Управление в письме от 08.10.2020 38-СН/12027 во исполнение поручения Росимущества от 10.09.2020 N ЕГ007/28556, учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, эксплуатация объектов электросетевого хозяйства в целях передачи электроэнергии в населенные пункты для обслуживания жителей не относится к компетенции Росимущества, предложило рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность муниципального образования "город Черемхово" объектов электроснабжения: 1) кабельную низковольтную линию 0,4 кВ от трансформаторной подстанции 170 город Черемхово, протяженностью 168,12 м, по адресу: Иркутская область, Черемховский район, ст. Черемхово, кадастровый номер 38:33:000000:843, РНФИ П12400007812; 2) низковольтные сети 0,4 кВ ст. Черемхово, протяженностью 4708,91 м, общей площадью, по адресу: Иркутская область, Черемховский район, ст. Черемхово, кадастровый номер 38:33:000000:832, ОНФИ П12400007816; 3) линию электропередач 380/220 электроснабжения жилых домов от комплексной трансформаторной подстанции 100 кВА город Черемхово, протяженностью 281,98 м, по адресу: Иркутская область, Черемховский район, ст. Черемхово, кадастровый номер 38:33:000000:847, РНФИ П12400007813.
Письмом от 14.10.2020 Управление повторно предложило рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность муниципального образования "город Черемхово" указанных объектов электроснабжения.
Администрация в письме от 13.01.2021 N 29 выразила несогласие на принятие данного имущества в муниципальную собственность, указывая, что спорные объекты не являются бесхозяйственными и имеют собственника в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, а также на необходимость передачи объектов специализированному электросетевому предприятию в связи с поступлением жалоб со стороны жителей на некачественное электроснабжение.
Управлением, с учетом волеизъявления Администрации, изложенного в письме от 13.01.2021 N 29 (отказ), издано распоряжение от 08.02.2021 N 38/35-и о передаче в собственность муниципального образования "город Черемхово" названного выше имущества. В адрес Администрации во исполнение распоряжения для подписания направлен составленный Управлением в одностороннем порядке акт приема-передачи имущества.
Администрация оспорила распоряжение от 08.02.2021N 38/35-и в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из соответствия действующему законодательству оспариваемого ненормативного правового акта и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 11 статьи 154 Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122) определены: имущество, которое может находиться в федеральной собственности; порядок передачи имущества из федеральной собственности; условия, при наличии которых возможна передача имущества; круг лиц, уполномоченных принимать решение о передаче; перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности, в том числе муниципальную собственность.
Указанной нормой права установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.
Вместе с тем, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Таким образом, по смыслу приведенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать состав и назначение передаваемого имущества в целях реализации региональным и муниципальным органами власти соответствующих властных полномочий (для решения вопросов регионального или местного значения), с тем, чтобы был обеспечен баланс интересов как стороны, передающей имущество, так и стороны, принимающей имущество, органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности.
Федеральный закон N 122-ФЗ, установив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность имущество, которое не может находиться в федеральной собственности.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды установили, что в рассматриваемом случае, учитывая положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, спорное имущество не относится к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности.
Судами учтено, что согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1 утвержден перечень объектов относящихся к муниципальной собственности, в том числе в приложении указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
Согласно статье 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в силу прямого указания Постановления N 3020-1 и статей 16, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, объекты инженерной инфраструктуры относятся к муниципальной собственности, суды, исходя из статуса спорного имущества и норм действующего законодательства, пришли к правильному выводу о том, что обеспечение электроснабжения населения городского округа относится к вопросам местного значения и спорное имущество подлежало передаче муниципальному образованию.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии объективной необходимости передачи спорного имущества в муниципальную собственность для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Суды установили, что вся техническая документация, имеющаяся в распоряжении Управления на спорные объект электроснабжения, была передана Администрации: в дополнение к ранее направленным распоряжению и акту приема-передачи Управление письмом от 14.07.2021 N 38-СН/8228 направило в адрес Администрации копии технических паспортов на спорные объекты электроснабжения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующее законодательство не содержит условий о том, в каком виде должны быть переданы объекты. Кроме того, несмотря на указанное неудовлетворительное состояние, спорное имущество используется для обеспечения электроснабжения в соответствии с его назначением.
Таким образом, Администрация не доказала, что отказ в принятии имущества в муниципальную собственность не является произвольным, а Управление доказало, что оспариваемое по делу распоряжение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако они не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2022 года по делу N А19-9416/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1 утвержден перечень объектов относящихся к муниципальной собственности, в том числе в приложении указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
...
Принимая во внимание, что в силу прямого указания Постановления N 3020-1 и статей 16, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, объекты инженерной инфраструктуры относятся к муниципальной собственности, суды, исходя из статуса спорного имущества и норм действующего законодательства, пришли к правильному выводу о том, что обеспечение электроснабжения населения городского округа относится к вопросам местного значения и спорное имущество подлежало передаче муниципальному образованию."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф02-883/23 по делу N А19-9416/2021