город Иркутск |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А33-32833/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бакань О.В. (доверенность от 02.12.2020, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 10.11.2021 по делу N 024/01/10-836/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Втормет-Северный" (ОГРН 1122468025437, ИНН 2466250899, далее - ООО "Втормет-Северный").
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводов кассационной жалобы решение и предписание управления являются законными и обоснованными; ошибочными являются выводы судов о том, что обращение общества в регулирующий орган в 2015-2016 годах свидетельствует об отсутствии факта нарушения обществом порядка ценообразования, установленного по результатам рассмотрения дела, возбужденного на основании заявления ООО "Втормет-Северный", поступившего в 2021 году; материалами дела подтверждается, что после 18.06.2019 ОАО "РЖД" в уполномоченный орган по вопросу установления тарифа не обращалось; направленные обществом в адрес антимонопольного органа письма, за исключением письма от 01.12.2016 (N исх-22223/кт), не свидетельствовали однозначно о просьбе в установлении тарифа, не содержали приложений (описи прилагаемых документов), в связи с чем отсутствуют доказательства представления ОАО "РЖД" в составе данных писем в полном объеме документов согласно перечню, установленному Приказом ФСТ России от 19.08.2011 N 506-Т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)" (далее - Приказ N 506-Т); на основании писем, направленных ОАО "РЖД", ФАС России не могла принять решение об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования; письмо от 01.12.2016 содержит тарифную заявку об установлении (изменении) коэффициентов к тарифам на перевозки отдельных видов грузов, а также указание на приложение документов согласно перечню, утвержденному Приказом N 506-Т, в связи чем общество осведомлено о процедуре установления тарифа; судами не указано, какое из рассмотренных писем являлось тарифной заявкой (предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования) и (или) содержало полный пакет документов в соответствии с приложением N 2 к Приказу N 506-Т; по результатам рассмотрения дела N 024/01/10-836/2021 антимонопольным органом установлен факт злоупотребления ОАО "РЖД" своим доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования; обществом не приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства; ОАО "РЖД" самостоятельно определило и применяло тариф на услугу по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования без обращения в установленном порядке в регулирующий орган, что привело к ущемлению интересов ООО "Втормет-Северный" в сфере предпринимательской деятельности.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Определением суда округа от 30 марта 2023 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы антимонопольного органа отложено до 24.04.2023 на 11 часов 20 минут.
Определением от 24 апреля 2023 года произведена замена в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу антимонопольного органа, судьи Шелёминой М.М. на судью Рудых А.И.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является собственником подъездного железнодорожного пути N 21, назначение: нежилое, 0-этажный, протяженность 1 742 м, инв.N 04:401:002:001375590:0001, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ст. Бугач, от с.п. 9 до с.п. 912.
ООО "Втормет-Северный" на основании договора аренды N 4/2018 от 28.09.2018, заключенного с ООО "Металинг", является владельцем подъездного железнодорожного пути N 5 от 914 стрелочного переезда до упора N 1, протяженностью 230 п.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, сооружение 63 (кадастровый номер 24:50:0000000:160277).
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Втормет-Северный" (владелец) заключен договор N 3/3985 от 11.03.2019 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Втормет-Северный", примыкающего стрелочным переводом N 914 к пути N 21 ст. Бугач Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 данного договора ООО "Втормет-Северный" уплачивает ОАО "РЖД" плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 341 рубля 06 копеек в сутки без НДС за 1853,3 метра, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД", при организации перевозки грузов. В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год или изменения количества владельцев, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", о чем владелец уведомляется в письменном виде.
Также согласно условиям данного договора ООО "Втормет-Северный" уплачивает ОАО "РЖД" сбор за подачу и уборку вагонов за фактически поданные и убранные вагоны, плату за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов, другие виды сборов и платы (подпункты "а", "в", "г" пункта 15), плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса (подпункты "а", "б" пункта 16).
В 2020 году в соответствии с уведомлением ОАО "РЖД" N 56 от 09.01.2020 размер платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования составил 463 рубля 24 копейки в сутки без НДС.
В 2021 году в соответствии с уведомлением ОАО "РЖД" N 72/АФТОМ-2 от 22.01.2021 плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования была увеличена до 4 574 рублей 08 копеек в сутки без НДС.
Не согласившись с повышением размера платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования с 463 рублей 24 копеек до 4 574 рублей 08 копеек, ООО "Втормет-Северный" обратилось к ОАО "РЖД" в целях урегулирования данного вопроса, однако стороны не пришли к договоренности о пересмотре тарифа, в связи с чем ООО "Втормет-Северный" обратилось с соответствующим заявлением в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения дела N 024/01/10-836/2021 антимонопольным органом сделан вывод о том, что установленные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении ОАО "РЖД" своим доминирующим положением путем бездействия по обращению в регулирующий орган (ФАС России) с предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в установленном порядке (с приложением всех необходимых документов и материалов, предусмотренных приложением N 2 к Приказу N 506-Т), что привело к наложению на ООО "Втормет-Северный", как экономически более слабой стороны по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, и не имеющего возможности доступа к принадлежащему ему железнодорожному пути, минуя железнодорожный подъездной путь, принадлежащий ОАО "РЖД", обязанности оплачивать услугу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования по тарифу, не являющемуся экономически обоснованным, что могло привести к ущемлению интересов ООО "Втормет-Северный" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем 10.11.2021 вынесено решение о признании ОАО "РЖД" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Предписанием от 10.11.2021 на ОАО "РЖД" возложена обязанность в срок до 30.12.2021 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, а именно: обратиться в ФАС России с предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в установленном порядке (с приложением всех необходимых документов и материалов, предусмотренных приложением N 2 к Приказу N 506-Т), в том числе примененного в рамках правоотношений, сложившихся между ОАО "РЖД" и ООО "Втормет-Северный" по договору N 3/3985 от 11.03.2019.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ОАО "РЖД" в 2015-2016 годах обращалось в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) и ФАС России с предложениями по рассмотрению вопроса об установлении тарифа на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", от ФАС России в адрес ОАО "РЖД" поступали запросы о предоставлении необходимой информации, в связи с чем бездействие по обращению в регулирующий орган (ФАС России) с предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", со стороны последнего отсутствовало; в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, квалифицированного по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, по результатам судебного разбирательства не установлено.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании ненормативных правовых актов могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ), отсутствие соответствующей совокупности - решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующие акты.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в частности нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Из статьи 5 Закона N 135-ФЗ следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1); доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии (часть 5).
На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по осуществлению железнодорожных перевозок отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Как следует из оспариваемых ненормативных правовых актов, ОАО "РЖД" вменено злоупотребление своим доминирующим положением путем бездействия по обращению в регулирующий орган (ФАС России) с предложением об установлении тарифа на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в установленном порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; под владельцем железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Как следует из статьи 58 Устава, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (часть 3); размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, к которым отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (подпункт "а" пункта 4); плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, данным перечнем не предусмотрена.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом данного суда 20 декабря 2017 года, а также определениях от 21 мая 2018 года N 302-ЭС17-22693, от 21 мая 2018 года N 302-ЭС17-22978, от 28 июня 2018 года N 302-ЭС18-885, от 22 июня 2018 года N 302-ЭС17-23628, от 22 апреля 2019 года N 307-ЭС18-22127, от 10 июля 2019 года N 305-ЭС19-1465, от 4 июня 2020 года N 306-ЭС18-18399, плата за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования устанавливается соглашением сторон соответствующего договора. При этом несогласие одной из сторон с размером установленной (применяемой) платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, свидетельствует о наличии спора двух хозяйствующих субъектов, возникшего в ходе исполнения заключенного договора, который, при невозможности урегулирования его путем переговоров, подлежит разрешению в судебном порядке.
Также суд округа отмечает, что выводы и требования антимонопольного органа в рассматриваемом случае могут привести к вмешательству в гражданско-правовые отношения между сторонами договора, что противоречит разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 5 постановления Пленума от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласно которым антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного суд округа приходит к выводам о неисполнении антимонопольным органом установленной частью 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ обязанности доказывания обстоятельств злоупотребления ОАО "РЖД" своим доминирующим положением, а значит, и нарушения запретов, установленных пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем усматривает наличие установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Доводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии противоправного бездействия со стороны ОАО "РЖД" ввиду неоднократного обращения в 2015-2016 годах в регулирующие органы с предложениями по рассмотрению вопроса об установлении тарифа на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, не повлияли на правильность судебных выводов по существу рассматриваемого спора.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом данного суда 20 декабря 2017 года, а также определениях от 21 мая 2018 года N 302-ЭС17-22693, от 21 мая 2018 года N 302-ЭС17-22978, от 28 июня 2018 года N 302-ЭС18-885, от 22 июня 2018 года N 302-ЭС17-23628, от 22 апреля 2019 года N 307-ЭС18-22127, от 10 июля 2019 года N 305-ЭС19-1465, от 4 июня 2020 года N 306-ЭС18-18399, плата за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования устанавливается соглашением сторон соответствующего договора. При этом несогласие одной из сторон с размером установленной (применяемой) платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, свидетельствует о наличии спора двух хозяйствующих субъектов, возникшего в ходе исполнения заключенного договора, который, при невозможности урегулирования его путем переговоров, подлежит разрешению в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2023 г. N Ф02-584/23 по делу N А33-32833/2021