город Иркутск |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А74-7685/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Хакасия, с участием судьи Ишь Н.Ю., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Арнгольд Е.Н.,
при участии представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия - Малыхиной А.А. (доверенность от 02.03.2023, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бирюса" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2023 года по делу N А74-7685/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бирюса" (ИНН 1904000207, ОГРН 1031900518473, далее - ООО "Бирюса", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513, далее - налоговый орган, Управление, УФНС) о признании незаконными действий по исключению из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМСП) с 10.08.2020 по 10.03.2021.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд отказано, в удовлетворении заявления отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (пункт 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подпункт 5 пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), пункт 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент N 99н), Перечень документов, требующих отправления на бумажных носителях по почте заказными почтовыми отправлениями (в случае невозможности направления налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам в электронной форме, вручения им лично или их законному (уполномоченному) представителю), утвержденный Распоряжением ФНС России от 04.02.2020 N 16@ "Об отправке документов на бумажном носителе, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы" (далее - Перечень N 16)), просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
По мнению заявителя кассационной жалобы: общество неправомерно исключено из ЕРСМСП, поскольку налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) за 2019 год представлена им в установленный законом срок; у налогового органа не было оснований не принять к обработке представленную декларацию, поскольку в Административном регламенте N 99н такое основание как "Не идентифицирован шаблон документа" отсутствует; в адрес общества не поступало уведомлений о том, что в представленной декларации выявлены ошибки; вывод судов о пропуске срока для обращения в суд, также является неправомерным, ввиду наличия уважительных причин пропуска срока.
Инспекция и ФНС России в отзывах на кассационную жалобу против её доводов возразили, ссылаясь на их несостоятельность законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Рассмотрев поступившее в день судебного заседания от ФНС России ходатайство от 16.06.2023 (зарегистрированы в канцелярии 19.09.2023 в 09:14 вх.N 11509) об отложении рассмотрения дела со ссылкой на отсутствие возможности непосредственно участвовать в судебном заседании, учитывая имеющийся в деле от данного лица отзыв, содержащий правовую позицию относительно доводов кассационной жалобы, принимая во внимание участие в рассмотрении дела представителя УФНС, суд округа оснований для отложения судебного заседания (назначено с использованием видеоконференц-связи), предусмотренных в статье 158 АПК РФ, не усматривает.
Содержащееся в тексте указанного заявления ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, учитывая отсутствие в приложении к данному ходатайству копии паспорта представителя (акт канцелярии суда от 19.06.2022), суд округа не рассматривает.
Общество о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель УФНС поддержал возражения, изложенные отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
ООО "Бирюса" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.08.1991 Комиссией по регистрации предприятий Алтайского района.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕРСМСП, общество было включено в него в периоды с 01.08.2016 по 10.08.2020, с 10.03.2021 по 10.07.2022 как "среднее предприятие", с 10.07.2022 как "малое предприятие".
Исключение из ЕРСМСП с 10.08.2020 по 09.03.2021 осуществлено по причине представления заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год - 16.02.2021 (с пропуском установленного срока для ее представления).
Полагая действия по исключению из ЕРСМСП незаконными и необоснованными, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования, арбитражные суды исходили из правомерности исключения общества из ЕРСМСП и пропуска им срока на обжалование решения инспекции.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла и содержания положений статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакциях, действовавших в спорные периоды) следует, что ЕРСМСП формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и сведений, поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение, либо лишение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам.
Непредставление юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, в силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ является основанием для исключения содержащихся в ЕРСМСП сведений о таких юридических лицах с 10 августа (в новой редакции - с 10 июля) текущего календарного года.
Из анализа положений статьи 80 НК РФ и пункта 215 Административного регламента N 99н, следует, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждает квитанция о приеме налоговой декларации, которая направляется налогоплательщику при отсутствии оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Исходя из положений указанных норм права и разъяснений по их применению, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Исключение общества из ЕРСМСП осуществлено инспекцией 10.08.2020 и соответствующая информация согласно части 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ размещена в сети "Интернет" на официальном сайте налогового органа и с данной даты была общедоступна.
Уведомление о непринятии налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год общество получило 22.01.2021, акт камеральной проверки расчета по страховым взносам от 31.05.2021 N 7829, в котором отражены сведения об исключении ООО "Бирюса" из ЕРСМСП, получен обществом 17.02.2022 (почтовые уведомления N 65591168537806, N 65591168538964), решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2022 N 1228 получено обществом 19.04.2022 (входящий штамп на первой странице решения (всего 14) содержится в электронном деле), апелляционная жалоба на 5 листах на данное решение налогового органа подготовлена 28.04.2022 (материалы электронного дела).
С заявлением о признании незаконными действий по исключению из ЕРСМСП с 10.08.2020 по 10.03.2021 общество обратилось в суд 12.09.2022, то есть за пределами установленного законом срока, указав на то, что данный срок необходимо исчислять с даты получения письма Управления от 21.06.2022 N 18-18/17549 и решения инспекции от 07.07.2022 N 08-11/1133, а не с дат получения уведомления о непринятии и проверки.
Доказательства наличия обстоятельств, которые бы препятствовали ООО "Бирюса" обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением в установленный законом срок, в деле отсутствуют.
Следовательно, выводы судов о пропуске установленного срока обжалования и недоказанности обществом наличия уважительных причин его пропуска являются правильными и обоснованными.
По существу заявленных требований судами установлено следующее.
30.03.2020 обществом по телекоммуникационным каналам направлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2019 год, которая не принята налоговым органом по причине её несоответствия установленной форме (формату), поскольку обществом вместо номера версии формата налоговой декларации "5.08", утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (имеется в свободном доступе), представлена декларация с номером версии формата "5.07", что подтверждается результатом выгрузки контента.
Из имеющихся в деле доказательств (представленное оператором электронного документооборота письмо от 05.12.2022 N 1СО4015242, журнал приема сведений из информационной системы АИС-3 (скрин-шот)) судами также установлено, что в соответствии с пунктом 28 Административного регламента N 99н 31.03.2020 в адрес общества сформировано и направлено по телекоммуникационным каналам связи уведомление об отказе в приеме налоговой декларации с указанием причины её непринятия "не идентифицирован шаблон документа".
Квитанция о приеме налоговой декларации, направленной по телекоммуникационным каналам 30.03.2020, налоговым органом не формировалась, в адрес общества не направлялась.
Доказательства иного обществом не представлены.
При этом суды правильно исходили из того, что общество, являясь наиболее заинтересованным лицом в получении налоговой декларации налоговым органом, на протяжении длительного периода не воспользовалось правом, установленным абзацем 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ на получение квитанции о приеме спорной декларации в электронной форме.
Фактически соответствующая налоговая декларация по налогу на прибыль за 2019 год представлена в налоговый орган лишь 16.02.2021 в установленном формате версии формата "5.08" и этой же датой принята налоговым органом.
В связи с изложенным, являются законными и обоснованными выводы судов: о том, что обществу было известно об исключении его из ЕРСМСП 17.02.2022 (дата получения акта проверки); о пропуске обществом срока для обращения в суд и отсутствия оснований для восстановления этого срока; о законности и обоснованности действий инспекции по исключению из ЕРСМСП сведений об обществе, как о субъекте малого предпринимательства с 10.08.2020 по 10.03.2021 и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов мотивированы и обоснованы, сделаны при правильном применении к установленным фактам приведенных выше норм права.
Установленные судами факты подтверждены материалами дела, заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
Исследование и оценка доказательств, а также распределение между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, осуществлены судами с соблюдением требований главы 7, статьи 200 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы (о своевременном представлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год, об отсутствии уведомлений от налогового органа об отказе в её приеме, о наличии технических проблем по отправке налоговой декларации и о наличии в налоговом органе сведений, позволяющих определить величину дохода общества) являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства данного дела и приведенные выше нормы права с изложением в судебных актах мотивов их непринятия.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на общество.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2023 года по делу N А74-7685/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По существу заявленных требований судами установлено следующее.
30.03.2020 обществом по телекоммуникационным каналам направлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2019 год, которая не принята налоговым органом по причине её несоответствия установленной форме (формату), поскольку обществом вместо номера версии формата налоговой декларации "5.08", утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (имеется в свободном доступе), представлена декларация с номером версии формата "5.07", что подтверждается результатом выгрузки контента.
Из имеющихся в деле доказательств (представленное оператором электронного документооборота письмо от 05.12.2022 N 1СО4015242, журнал приема сведений из информационной системы АИС-3 (скрин-шот)) судами также установлено, что в соответствии с пунктом 28 Административного регламента N 99н 31.03.2020 в адрес общества сформировано и направлено по телекоммуникационным каналам связи уведомление об отказе в приеме налоговой декларации с указанием причины её непринятия "не идентифицирован шаблон документа".
...
Доказательства иного обществом не представлены.
При этом суды правильно исходили из того, что общество, являясь наиболее заинтересованным лицом в получении налоговой декларации налоговым органом, на протяжении длительного периода не воспользовалось правом, установленным абзацем 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ на получение квитанции о приеме спорной декларации в электронной форме."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2023 г. N Ф02-2874/23 по делу N А74-7685/2022