город Иркутск |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А19-16214/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" Куприянова Н.Г. (доверенность от 10.05.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Развлечений" (ОГРН 1173850022114, ИНН 3811446754, г. Иркутск; далее - ООО "Мир Развлечений", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным уведомления Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - Комитет) от 15.07.2022 N 180-70-2559/22 о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мир Развлечений" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 (далее - Порядок N 031-06-639/7-1), Положения о комитете по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 28.01.2016 N 006-20-170263/6 (далее - Положение о Комитете), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что принадлежащий Обществу тир является сезонным аттракционом, предназначен для развлечения населения, не относится к нестационарным торговым объектам, не относится к нестационарным торговым объектам,относится к иным объектам, размещение которых осуществляется на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в соответствии с Постановлением N 1300, следовательно, Порядок N 031-06-639/7-1 не подлежит применению; вывод судов о том, что спорный объект обладает признаками нестационарного торгового объекта (НТО) является ошибочным; у Комитета отсутствовали полномочия на принудительный демонтаж принадлежащего Обществу объекта; уполномоченным органом на демонтаж спорного объекта является Комитет по управлению Правобережным округом г. Иркутска; вопрос о демонтаже сезонного аттракциона может быть решен только путем обращения органов местного самоуправления в судебные органы с заявлением об устранении препятствия в пользовании земельным участком.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Комитет своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО "Мир Развлечений" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 15 июня 2023 года до 22 июня 2023 года до 10 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель Общества подтвердил вышеизложенную позицию.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 10.09.2018 N 1802/з ООО "Мир развлечений" выдано разрешение на использование части земельного участка площадью 50 кв. м с кадастровым номером 38:36:000034:1390, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, о. Юность, для размещения сезонного аттракциона (стрелковый аттракцион тир), сроком на 3 года.
Должностным лицом Комитета 22.09.2021 осуществлен мониторинг территории по адресу: г. Иркутск, остров Юность, в ходе которого выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект - киоск с вывеской "ТИР". Распоряжение о выдаче разрешения на использование земель от 10.09.2018 N 1802/з закончило свое действие 10.09.2021.
Факт самовольного размещения НТО зафиксирован в акте от 22.09.2022.
Уведомлениями о добровольном демонтаже незаконно установленного НТО от 07.10.2021 N 180-70-3256/21, от 20.05.2022 N 180-70-1808/22 Комитет проинформировал ООО "Мир Развлечений" о необходимости осуществить в соответствии с Порядком N 031-06-639/7-1 демонтаж самовольно размещенного НТО в добровольном порядке в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления, а также сообщил о том, что в случае неисполнения требований, изложенных в уведомлении, администрацией города Иркутска будет осуществлен демонтаж принудительно с отнесением расходов на счет владельца НТО.
В связи с неисполнением уведомлений о добровольном демонтаже незаконно установленного НТО заместителем мэра - Председателя Комитета издано распоряжение от 08.07.2022 N 182-02-396/22 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 15.07.2022 N 182-02-418/22) о демонтаже самовольно размещенного НТО с вывеской "ТИР", расположенного по адресу: г. Иркутск; остров Юность, начиная с 10 часов 00 минут 4 августа 2022 года.
Уведомлением от 15.07.2022 N 180-70-2559/2022 Комитет уведомил о том, что в соответствии с распоряжением от 08.07.2022 N 182-02-396/22 с 10 часов 00 минут 4 августа 2022 года будет осуществлен демонтаж нестационарного торгового объекта в принудительном порядке.
ООО "Мир Развлечений" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое уведомление не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок N 031-06-639/7-1 определяет комплекс мероприятий, связанных с выявлением и демонтажем самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на всей территории муниципального образования город Иркутск.
Пунктом 3 названного Порядка к самовольно размещенным относятся нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Пунктом 24 Постановления N 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, отнесены и сезонные аттракционы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 N 271-пп (далее - Положение N 271-пп), распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 10.09.2018 N 1802/з ООО "Мир развлечений" выдано разрешение на использование части земельного участка площадью 50 кв. м с кадастровым номером 38:36:000034:1390, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, о. Юность, для размещения сезонного аттракциона (стрелковый аттракцион тир), сроком на 3 года.
Выявив размещение данного объекта по истечении срока выдачи разрешения, в отсутствие правовых оснований на его размещение, Комитет, руководствуясь Порядком N 031-06-639/7-1, направил уведомления о добровольном демонтаже указанного объекта, ввиду неисполнения которых издал распоряжение о демонтаже в принудительном порядке.
Суды не усмотрели нарушений порядка выявления и демонтажа неправомерно размещенного объекта.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что спорный объект не относится к нестационарным торговым объектам, в связи с чем Порядок N 031-06-639/7-1 не подлежит применению и у Комитета отсутствовали полномочия на принудительный демонтаж принадлежащего Обществу объекта, проверены и не могут приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов.
Под нестационарным торговым объектом в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ, пунктом 4 Порядка N 031-06-639/7-1 понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Принимая во внимание содержание понятия нестационарного торгового объекта, принадлежащий Обществу объект (стрелковый аттракцион тир) формально не является нестационарным торговым объектом, однако, как установил апелляционный суд, представляет собой отдельно стоящую сборную конструкцию, отвечающую признакам павильона или киоска, имеющую входную группу, окна.
Вместе с тем суды правильно признали, что независимо от правовой квалификации спорного временного сооружения, у заявителя на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовали правовые основания для его размещения после истечения срока разрешения. Комитет фактически реализовал право на демонтаж спустя 10 месяцев после истечения срока разрешения на размещение объекта.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что вопрос о демонтаже сезонного аттракциона может быть решен только путем обращения органов местного самоуправления в судебные органы с заявлением об устранении препятствия в пользовании земельным участком не имеет нормативного обоснования.
При отсутствии правовых оснований для размещения объекта и сведений о его самостоятельном демонтаже, он подлежит демонтажу.
Заявителем в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов, решением о демонтаже объекта, размещенного с нарушением установленных законом требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Пунктом 24 Постановления N 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, отнесены и сезонные аттракционы.
...
Под нестационарным торговым объектом в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ, пунктом 4 Порядка N 031-06-639/7-1 понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2023 г. N Ф02-2967/23 по делу N А19-16214/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2967/2023
10.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5390/2022
28.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5390/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16214/2022